ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-61-416

GMC ACK-101, идейный прародитель ГАЗ-61-416

Первый опытный образец ГАЗ-61-416
Испытания в качестве тягача с зенитной пушкой 61-К, июль 1941 года
Первый опытный образец легко отличить от последующих по совершенно иной рамке лобового стекла

Второй опытный образец ГАЗ-61-416
Эта машина так и осталась на ГАЗе и использовалась как машина сопровождения на испытаниях как минимум до конца 50-ых годов

Третий, эталонный ГАЗ-61-416, сентябрь 1941 года, заводская территория

Один из ГАЗ-61–416 можно увидеть в кинохронике военных лет, посвящённой контрнаступлению под Москвой в 1941 году


    В СССР к началу Великой Отечественной войны легковые и грузовые машины с полным приводом всё еще находились в стадии опытных образцов. И это при том, что как минимум пара из них была принята на вооружение Красной Армии еще 19 декабря 1939 года. Одним из таких опытных автомобилей, который никак не мог попасть в серию, оказался ГАЗ-61. Этот легковой полноприводной автомобиль на базе ГАЗ-М1 был создан на ГАЗ им. Молотова под руководством Виталия Андреевича Грачева. На момент создания это был один из лучших автомобилей в своём классе, но целый ряд обстоятельств встал на его пути. Самым серьезным препятствием стало то, что осенью 1940 года у ГАЗ отобрали моторный цех, где только освоили выпуск новых моторов ГАЗ-11. Цех было решено перепрофилировать на выпуск авиационных моторов М-105. Решение ошибочное, позже очень сильно повлиявшее не только на выпуск ГАЗ-61, но и целого ряда других машин. Включая, кстати, и танки. Поначалу выпуск ГАЗ-61 вообще перенесли на 1942 год, но, поскольку НКАП (Народный комиссариат авиационной промышленности) перешел дорогу "танкистам", из ГАБТУ последовал грозный окрик. Это положительно повлияло на планы возобновления выпуска моторов ГАЗ-11. Соответственно, забрезжил свет надежды и по поводу ГАЗ-61. При этом в начале 1941 года эту машину перестали рассматривать только как командирский автомобиль.

    В начале 1940 года начались работы по созданию полноприводного пикапа на базе ГАЗ-61. Эта модель, известная как ГАЗ-61-415, обычно ассоциируется с народным хозяйством. На самом деле это миф: согласно планам по опытным работам АБТУ КА (с лета 1940 года ГАБТУ КА), в ней числилась именно такая машина. То есть ГАЗ-61-415 изначально был военным заказом. Пикапы в Красной Армии имели довольно специфичную область применения, причем тягача изначально в ней не предусматривалась.
    Вместе с тем, осенью 1940 года в американской прессе появились снимки армейских полноприводных машин того же класса, что и ГАЗ-61. Среди них обнаружился и артиллерийский тягач с упрощенной открытой кабиной. Информация о таких машинах оказалась для Автотракторного Управления Красной Армии крайне интересной. Так на свет стала рождаться концепция машины, получившей обозначение ГАЗ-61-416.
    По иронии судьбы, прародителями советских полноприводных машин военного назначения часто становились иностранные либо опытные, либо малосерийные автомобили. Появившийся чуть позже ГАЗ-64 создали по мотивам публикации о Ford Pigmy, даже изначально тема именовалась "Пигмей". В случае же будущего ГАЗ-61-416 прообразом стала заметка о "пикапе General Motors грузоподъемностью 1/2 и 3/4 тонны". Даже четкого индекса в Автотракторном Управлении Красной Армии не знали. Так вот, для ГАЗ-61-416 как прародитель выступил GMC ACK-101, малоизвестный полноприводной автомобиль, созданный по той же концепции, что и Ford-Marmon-Herrington, прародитель ГАЗ-61 – был взят гражданский пикап и добавлен ведущий передний мост.
    В американской армии GMC ACK-101 места не нашлось, поскольку конверсия несколько уступала машинам специальной разработки (GMC в итоге довольствовалась экспортными поставками – к примеру, такие машины поставлялись в Швейцарию, где использовались как лёгкие артиллерийские тягачи и командирские автомобили). Но этих тонкостей в СССР не знали. Зато на фотографиях приводилась машина, вполне подходящая на роль легкого артиллерийского тягача. Согласно журнальной заметке, автомобиль предназначался для использования в качестве тягача противотанковой пушки, а также подвозчика боеприпасов. Было принято решение опробовать в качестве артиллерийского тягача ГАЗ-61–40, проходивший испытания на НИИБТ Полигоне в Кубинке.
    В декабре 1940 года на НИБТ Полигоне провели зимние испытания второго опытного образца ГАЗ-61, который соответствующим образом доработали. Изначально фаркопа у машины не имелось, поэтому его пришлось ставить дополнительно. В ходе зимних испытаний ГАЗ-61-40 успешно использовался как тягач 45-мм противотанковой пушки. Этот факт отдельно отметили специалисты полигона, посетовав на то, что пикап ГАЗ-61-415 буксирными приборами не оснащается. Не менее важным моментом декабрьских испытаний стало то, что полигон признал ГАЗ-61 многоцелевой машиной. Он настаивал на необходимости расширения модельного ряда, в том числе и за счет специализированного тягача 45-мм противотанковой пушки. Также предлагалось выпускать и "пулеметную тачанку". Все это стало причинами происходивших весной 1941 года метаморфоз с машиной, тем более что как раз тогда вопрос нового арттягача встал очень остро.

    Летом 1940 года командование ГАУ КА инициировало работы по созданию новой противотанковой пушки калибра 50-60 мм. Это стало результатом изучения вопроса соответствия 45-мм противотанковой пушки, на тот момент типового противотанкового средства Красной Армии, реалиям современной войны. Выяснилось, что увеличение толщины брони танков привело к резкому снижению противотанковых возможностей пушки. Броня толщиной 40 мм могла пробиваться на дистанции не более 200-300 метров, дальнейшее увеличение толщины делало пушку бесполезной. Результатом запущенной программы противотанковой артиллерии стало создание 57-мм противотанкового орудия Ф-31, в марте 1941 года переименованного в ЗИС-2. Первые же полигонные испытания, которые провели в конце апреля-начале мая 1941 года, показали увеличение пробития брони до 80-85 мм при угле наклона листа 30 градусов. Естественно, были найдены некоторые недостатки, которые затянули время начала выпуска. Но уже в мае 1941 года выявилась одна существенная проблема, которую было не решить доводкой самого орудия. Боевая масса ЗИС-2 составляла 1050 кг, что более чем в 2 раза превышало показатели 45-мм пушки. Вместе с передком масса возрастала до 1612 кг. Это делало невозможным использовать артиллерийский тягач "Комсомолец", штатное средство мехтяги «сорокопятки», для использования в паре с ЗИС-2. Точнее, если очень надо, то тянуть будет, только при этом мотор станет перегреваться, а ресурс машины резко снизится.
    В марте 1941 года ситуация с перенесённым на третий квартал 1942 года сроком старта производства ГАЗ-61 начала меняться. Под давлением Автотракторного управления этот срок стал смещаться к третьему кварталу 1941 года, тем более что наметились первые подвижки к восстановлению производства двигателей. Ситуация сдвинулась с мертвой точки после испытаний ЗИС-2, где выяснилось, что орудию нужен более мощный тягач. Вопрос о необходимости срочной разработки такой машины был поднят 10 мая 1941 года. В мае, наконец, было принято решение о начале производства ГАЗ-61 с июля месяца и одновременно было предложено разработать для ГАЗ-61 специальный кузов «пикап» для использования в качестве тягача для противотанковой артиллерии. Спустя две недели, 26 мая 1941 года, на ГАЗ им. Молотова стартовали работы по такой машине.
    Вопреки публикациям Евгения Ивановича Прочко, машина эта называлась отнюдь не ГАЗ-61-417. Такого индекса не упоминается нигде, зато ГАЗ-61-416 можно видеть повсеместно. Вероятно, здесь сработала такая логика: поскольку серийный ГАЗ-64 также имел кузов с индексом 416, новая машина должна иметь следующий порядковый номер. На самом же деле вывод Прочко оказался неверным, поскольку во всех документах этот пикап имеет обозначение ГАЗ-61–416. Собственно говоря, «416» - это не порядковый номер, а тип кузова. Индекс «416» означал открытый упрощенный кузов грузоподъемностью 500 кг. Проектировала кузов машины та же группа под руководством Ю.Н. Сорочкина, что и ГАЗ-М415. Изначально ГАЗ-61-416 был чем-то похож на смесь ГАЗ-61-40 и ГАЗ-61-415, но с упрощенным бампером и упрощенным, открытым сверху кузовом. Даже лобовое стекло изначально было не откидным. Фактически изначально получался многоцелевой полноприводной пикап с упрощенным кузовом, а не то, чем машина стала немного позже.
    Поскольку первый опытный образец ГАЗ-61-416 был готов только в июле 1941 года, на первом этапе сравнительных испытаний, которые состоялись 17 июня 1941 года, отдувался чуть переделанный ГАЗ-61-415. Впрочем, даже в таком виде машина выглядела явно интереснее своего прямого конкурента - АР-НАТИ. Вообще борьба была явно не равна, поскольку А.Ф. Андронов создавал машину-разведчик, которая, в случае необходимости, могла использоваться как тягач 45-мм противотанковой пушки. На момент проведения этих испытаний детище НАТИ вырвалось вперёд в гонке с опытным ГАЗ-64, и казалось, что именно эта машина станет серийным автомобилем-разведчиком. Главной ошибкой конструкторов НАТИ стало то, что они согласились позиционировать её и как артиллерийский тягач тоже. А для военных слова "тягач" было достаточно. В машину впрягали, помимо ЗИС-2, еще и 37-мм зенитную пушку 61-К массой под 2 тонны. Понятное дело, что тянул АР-НАТИ эти системы с большим напряжением. Что же касается ГАЗ-61-415, то для него такая ноша была куда легче. Особенно это касалось ЗИС-2, что привлекло особое внимание военных.
    Полноценные испытания прошли в период 5 по 11 июля 1941 года на НИБТ Полигоне, инициатором испытаний стал маршал Кулик. К тому моменту на ГАЗ в спешном порядке закончили изготовление опытного образца ГАЗ-61-416. Самое интересное, что ЗИС-2 на сей раз не таскали – вместо нее была всё та же зенитка 61-К. Нет, это военные не сошли с ума. Они решили проверить предельную нагрузку на потенциальные тягачи – в условиях острого дефицита имел место поиск резервов. Так вот, по шоссе ГАЗ-61 с явно запредельной нагрузкой прошел со средней скоростью 52,2 км/ч, а АР-НАТИ - 41,8 км/ч. При этом расход топлива у ГАЗ-61-416 составил 189 литров на 100 километров, а у АР-НАТИ - 181 литр на 100 километров. Впрочем, более показательными стали испытания по разбитому проселку, залитому водой. У ГАЗ-61-416 средняя скорость составила 17,6 км/ч, а у АР-НАТИ - 15,6 км/ч. Вроде бы разница небольшая, но это если не знать про расход топлива. У ГАЗ-61-416 он составил 289 литров на 100 километров, а у АР-НАТИ - 433 литра на 100 километров. При этом АР-НАТИ двигался с постоянно работающем на пределе моторе. Некоторый перегрев наблюдался и у ГАЗ-61-416, но, в любом случае, АР-НАТИ годился разве что для таскания 45-ки, причем с неполным расчетом и без боезапаса. Во многом это стало причиной, почему работы по этой машине вскоре затихли. По иронии судьбы, ГАЗ-64, который за весну-лето 1941 года доработали, смог "пересидеть" конкурента" и пошел в серию с конца августа 1941 года.
    Естественно, к ГАЗ-61-416 нашлись претензии, всего их набралось 10 пунктов. Требовалось ставить более мощный радиатор, улучшить крепление мотора, усилить заднюю подвеску. Для защиты от непогоды машине требовался съёмный брезентовый верх. Имелись претензии и к тормозам. Одним словом, требовалась определённая модернизация, которая была реализована на втором опытном образце ГАЗ-61–416. Вместе с тем, было очевидно, что машина получилась оптимальным тягачом для ЗИС-2. Альтернатив этой машине не осталось, тем более что "Комсомолец" с 1 августа 1941 года прекращали выпускать. Кроме того, как раз в июле 1941 года КБ завода №92 разработало на базе "Комсомольца" истребитель танков ЗИС-30. За счет того, что масса орудия, без лафета, оказалась ниже, ЗИС-30 получился вполне жизнеспособным изделием. Так вот, судьбе было угодно сделать так, чтобы ЗИС-30 и ГАЗ-61-416 приняли на вооружение Красной Армии одним и тем же постановлением. Постановление ГКО №252сс "О противотанковых пушках" от 23 июля 1941 года Сталин написал собственноручно. Согласно ему, выпуск ГАЗ-61-416 ожидался к 10 августа 1941 года. При этом Сталин был в курсе ситуации с выпуском "Комсомольца". Получалось так, что сначала выпускались в серию ЗИС-30, а далее ЗИС-2 выпускались со штатным тягачом в виде ГАЗ-61-416. Такому решению способствовали и дополнительные испытания ГАЗ-61-416, проведенные 19-20 июля 1941 года. Машина прошла 475 километров по маршруту Горький – подмосковный поселок Бабушкин. Испытания прошли успешно, но буксирный крюк забраковали. Его требовалось переделать.

    2 августа 1941 года с ГАЗ им. Молотова было подписано дополнительное соглашение А2-645. "Обычных" ГАЗ-61 теперь сдавалось всего 200 штук, то есть машина становилась "генеральской", по крайней мере в 1941 году. А вот ГАЗ-61-416 ожидалось уже 500 штук. 4 августа на испытания вышел второй опытный образец машины, причем с ним связана одна интересная история. Так получилось, что именно эта машина чаще всего мелькала на фотографиях. В результате ее облик стал "каноничным". При разработке второго образца учитывался опыт доработки ГАЗ-64. Например, по его образу сделали откидное лобовое стекло. Также появился съемный верх. И вот тут своё веское мнение высказали артиллеристы. Они потребовали машину доработать. 6 августа появились технические условия приемки пикапов заводом №92. Согласно техусловиям, в машине размещался комплект боеприпасов, шанцевый инструмент (2 лопаты, 1 кирка и 1 лом), 2 ящика с орудийным и батарейным ЗИП, а также ящик с насосом двойного действия (1 насос на 6 машин). Боекомплект требовалось разместить так, чтобы его можно было легко вынимать, а снаружи он защищался броневой крышкой. В идеале боекомплект клался в специальных лотках на 5 унитарных патронов. Всё это привело к бурной переписке с утряской финальных технических условий. За всем этим как-то терялся фактор времени, которое неумолимо уходило.
    Итогом всего происходящего стало то, что третий, эталонный образец ГАЗ-61-416, появился 5 сентября 1941 года. Отметим, что с момента предполагавшегося начала поставок тягачей заводу №92 прошел уже почти месяц. Этот самый эталонный образец хорошо известен, но - только его фото спереди и сбоку. Снаружи машина отличалась от предшественников наличием шанцевого инструмента: на бортах кузова крепилось 2 лопаты, крика, топор и канистра. На самом же деле главные отличия машины скрывались внутри кузова, и они принципиально отличали третий образец от первых двух. Теперь это был не просто пикап, а полноценный артиллерийский тягач. Вместо откидных лавок внутри появилась центральная укладка на 30 унитарных патронов, в лотках по 5 штук в каждом. Одновременно укладка являлась и сиденьем для расчета, сидящего спинами друг другу. Благодаря такому решению удалось отказаться от орудийного передка, что в условиях войны и общей экономии явно было во благо. Также в кузове разместили артиллерийский ЗИП. На совещании в августе 1941 года предлагалось также сделать укладки для 6 винтовок, но места для них уже не осталось. Наконец, сиденья заменили на конструкцию, аналогичную сиденьям ГАЗ-64.
    Казалось бы, самое время запускать машину в серию. Но артиллеристы вместо этого устроили ей очередные испытания, проводившиеся в период с 22 по 25 сентября 1941 года. Машина прошла 645 километров, также провели испытания укладок. По результатам испытаний машину утвердили окончательно, после чего одобрили запуск ГАЗ-61-416 в серию.
    Таким образом, артиллеристы фактически оставили ЗИС-2 без штатного тягача. Завод вполне мог запустить производство ГАЗ-61-416 еще в августе, но военным захотелось вместо снарядных ящиков красивых укладок. В итоге, к началу октября, когда ГАЗ, наконец, получил отмашку на выпуск ГАЗ-61-416, время вышло окончательно. Красной Армии были нужны танки, срочно и любые. В случае с ГАЗ таковым танком являлся Т-60, который использовал те же самые моторы ГАЗ-11 модель 202.
    Завод честно попытался любыми правдами и неправдами наладить выпуск артиллерийских тягачей. Ради них 10 октября руководство ГАЗ им. Молотова приостановило выпуск ГАЗ-61-73. Только это решение позволило хоть как-то наладить выпуск тягачей и 13 октября сдать первые ГАЗ-61-416. С момента планового запуска машины в серию прошло больше двух месяцев. Как раз к моменту поступления первых ГАЗ-61-416 на заводе №92 прекращался выпуск ЗИС-30. Поскольку тягачи относились к матчасти артиллерии, их поголовно камуфлировали. За октябрь 1941 году ГАЗ смог сдать всего 33 машины, ибо время вышло. Теперь главной продукцией завода стал Т-60. В ноябре завод покинул эталонный образец, который посчитали серийной машиной. Также оттуда уехал и первый опытный образец. Вторая же машина так и осталась на заводе.

    Относительно боевой эксплуатации ГАЗ-61-416 информации почти нет. Можно более-менее понять, куда именно шли эти машины. Аналогично ЗИС-30, поступали они в батареи противотанковой артиллерии, придававшиеся танковым бригадам. Прежде всего это касалось танковых бригад, которые формировались в Горьковском АБТ Центре. Батареи формировались в объеме 4, либо 8 орудий в каждой. Самое печальное во всё этом происходящем то, что ЗИС-30 хотя бы иногда упоминали, поскольку это всё же самоходка. А вот с ГАЗ-61-416 всё плохо. Колесная техника и так была бедным родственником, а в суматохе осени 1941 года дела с ней обстояли еще хуже. Так что достоверно можно говорить о наличии таких машин в 26-й танковой бригаде.
    Подобно ЗИС-30, основная часть ГАЗ-61-416 погибла осенью-зимой 1941 года. Почти нулевая информация по машинам не позволяет даже минимально оценить их эксплуатацию в войсках. Отчасти можно что-то понять по тем претензиям, которые поступали в адрес ГАЗ-61-73. Прежде всего это касалось ШРУСов, второго после двигателя главного тормозящего фактора при освоении ГАЗ-61. Полноценный выпуск ШРУСов освоили только в 1941 году, причем поначалу их качество было весьма низкое. Ресурс их составлял около 1000 километров, после чего требовался серьёзный ремонт. Также имелись претензии к прочности рессор и тормозам, это повторяло претензии в ходе испытаний опытных ГАЗ-61-416. Насколько это относится к серийному пикапу, вопрос открытый, поскольку его, по итогам испытаний, дорабатывали. Но надо помнить, что в октябре 1941 года на выпуск тягачей могли пустить и задел по "легковым" шасси. Дорабатывали ли их, неизвестно.
    Второй опытный образец ГАЗ-61-416 продолжал эксплуатироваться на ГАЗ как минимум до начала 50-ых годов. Далее машину, увы, сдали в металлолом. До недавнего времени ни одного сохранившегося экземпляра ГАЗ-61-416 не было известно. Больше того, даже достоверного внешнего облика не было известно. Наконец, в 2000-х годах были найдены обломки одной такой машины. С некоторым участием автора данного материала машину удалось восстановить. Ныне она находится в коллекции Музея Внедорожных Машин, Самара. Дебютировала она на военно-историческом слете "Моторы Войны" летом 2012 года. Есть информация об останках еще одной машины. Также было построено несколько реплик тягача.

Текст - Юрий Пашолок
Канал на Яндекс.Дзен



    В декабре 2011 года брендом "Наш Автопром" были выпущены модели ГАЗ-61-416 в двух вариантах исполнения, отличавшихся друг от друга оттенком защитного зеленого цвета, цветом колесных дисков, а также наличием (отсутствием) установленного тента и дверных пологов. Поскольку модели не получили характерного ящика-укладки в кузове, одновременно являвшегося и сиденьем для артиллерийского расчета, можно говорить, что модели являются копией второго опытного экземпляра ГАЗ-61-416.
    Девять лет спустя, в декабре 2020 года, был довыпущен еще один вариант ГАЗ-61-416 на тех же формах - это была машина без тента и дверных пологов, с черными колесными дисками, окрашенная в новый оттенок глянцевого защитно-зеленого цвета. Эта модель также тполучила отличную от первых двух вариантов упаковку - прозрачный бокс с пластиковой подставкой (на фото справа).
    Все три модели были заявлены под обозначением "ГАЗ-61-417".


    Помимо моделей "Нашего Автопрома", модели ГАЗ-61-416 в 2000-ых годах выпускались мастерскими "Уральский сокол" (г.Екатеринбург; три фото слева), "Студия КАН" (г.Краснодар) и "Вектор-моделс" (г.Херсон).


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 09 февраля 2006 года          
Последняя редакция - 16 октября 2022 года