ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-61-73

Первый ГАЗ-61-73
фары уже закрашены, но установлены хромированные элементы экстерьера, что можно объяснить, по-видимому, суетой и хаосом тех дней

ГАЗ-61-73 основной серии
обращают на себя внимание внедорожные покрышки и отсутствие хрома

ГАЗ-61-73 во фронтовой эксплуатации
на фото справа погрузка матчасти 42-ой танковой бригады в Наро-Фоминске, сентябрь 1941 года

Переживший войну ГАЗ-61 маршала И.С. Конева
второй опытный фаэтон ГАЗ-61-40, первоначально находивщийся в распоряжении К.Е. Ворошилова, в июле 1941 года был передан командующему 19-й армией генерал-лейтенанту И.С. Коневу. Зимой 1941/1942 годов на машину был установлен закрытый кузов и уже в таком виде машина прослужила в штабе Конева до конца войны. В настоящее время машина отреставрирована Мастерской Евгения Шаманского и приведена к виду основной серии ГАЗ-61-73


    Базовым кузовом для полноприводного ГАЗ-61 изначально планировался фаэтон, а цельнометаллический седан в модельном ряду не предполагался вовсе. Летом 1941 года двигатель ГАЗ-11 и его танковая модификация были запущены в серийное производство, однако началу серийного выпуска полноприводного фаэтона ГАЗ-61-40 это никак не поспособствовало, поскольку работа по его кузовным штампам задолго до этого была фактически заморожена. Для выполнения поставленного задания по выпуску ГАЗ-61 Народный комиссариат среднего машиностроения (НКСМ) был вынужден обратился в Народный комиссариат обороны (НКО) с предложением произвести в III квартале партию автомобилей ГАЗ-61 с кузовом седан вместо фаэтона, благо седаны давно были освоены в производстве и технологически поставить на раму один кузов вместо другого было несложной задачей. Такое предложение было принято и первый ГАЗ-61-73 был сдан уже 9 июля 1941 года. Всего же в течение июля было сдано 19 машин с закрытым кузовом от ГАЗ-11-73.
    Стоит отметить, что технические условия на новую модификацию ГАЗ-61-73 были готовы лишь к середине августа 1941 года и первые автомобили сдавались без них. Автомобили, как правило, полностью окрашивались в защитный цвет, включая хромированные элементы декора (которые, впрочем, могли и не устанавливаться вовсе). Допускалась установка на ГАЗ-61 обычной резины от ГАЗ-11-73 в случае отсутствия внедорожной резины, но в этом случае автомобили должны были комплектоваться комплектом цепей противоскольжения на все колеса.
    В августе 1941 года были сданы еще 55 полноприводных ГАЗ-61-73. В сентябре производство выпустило 70 экземпляров ГАЗ-61-73. В октябре же было выпущено уже лишь 5 машин. Сравнительно небольшой объем выпуска полноприводных седанов объясняется использованием двигателя ГАЗ-11 на танках Т-40 и Т-60 (а с 1942 года – и Т-70,которые и вовсе использовали спарку из двух двигателей ГАЗ-11-202), объем выпуска которых постоянно увеличивался. Кроме того, для выпуска седанов стало не хватать и листового металла, который стал уходить на производство освоенного на ГАЗе стрелкового оружия, минометов, мин и пр. Всего в 1941 году было изготовлено 149 машин ГАЗ-61-73.
    В апреле 1942 года был сдан еще один ГАЗ-61, однако это не была полностью новая машина – это был капитально отремонтированный ГАЗ-61-73 из числа выпущенных ранее. Еще один ГАЗ-61-73 был выпущен во втором полугодии 1942 года – этот автомобиль был направлен в резервную Ставку Верховного Главнокомандования в Самару в распоряжение Заместителя наркома обороны Г.К. Жукова. Этот ГАЗ-61-73 сохранился до наших дней и экспонируется в Музее внедорожных машин (г.Самара).
    В 1943 году ГАЗ-61 не выпускались, а в 1944 году было сдано девять ГАЗ-61-73 и в 1945 – еще две машины. Таким образом, общий объем выпуска ГАЗ-61-73 составил 162 машины.



    В январе 2013 года были брендом "Наш Автопром" был представлен прототип модели ГАЗ-61-73, а уже в июле того же года эта модель поступила в продажу в двух цветах - черном и матовом защитном зеленом.


    Задолго до "Нашего Автопрома" модель ГАЗ-61-73 мелкосерийно выпускалась екатеринбургской мастерской "Уральский сокол" (на фото).
    Также модель ГАЗ-61-73 выпускалась украинской мастерской "Вектор-моделс" (г.Херсон).


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 09 февраля 2006 года          
Последняя редакция - 03 октября 2022 года