Базовым кузовом для полноприводного ГАЗ-61 изначально планировался фаэтон, а цельнометаллический седан в модельном ряду не предполагался вовсе. Летом 1941 года двигатель ГАЗ-11 и его танковая модификация были запущены в серийное производство, однако началу серийного выпуска полноприводного фаэтона ГАЗ-61-40 это никак не поспособствовало, поскольку работа по его кузовным штампам задолго до этого была фактически заморожена. Для выполнения поставленного задания по выпуску ГАЗ-61 Народный комиссариат среднего машиностроения (НКСМ) был вынужден обратился в Народный комиссариат обороны (НКО) с предложением произвести в III квартале партию автомобилей ГАЗ-61 с кузовом седан вместо фаэтона, благо седаны давно были освоены в производстве и технологически поставить на раму один кузов вместо другого было несложной задачей. Такое предложение было принято и первый ГАЗ-61-73 был сдан уже 9 июля 1941 года. Всего же в течение июля было сдано 19 машин с закрытым кузовом от ГАЗ-11-73.
Стоит отметить, что технические условия на новую модификацию ГАЗ-61-73 были готовы лишь к середине августа 1941 года и первые автомобили сдавались без них. Автомобили, как правило, полностью окрашивались в защитный цвет, включая хромированные элементы декора (которые, впрочем, могли и не устанавливаться вовсе). Допускалась установка на ГАЗ-61 обычной резины от ГАЗ-11-73 в случае отсутствия внедорожной резины, но в этом случае автомобили должны были комплектоваться комплектом цепей противоскольжения на все колеса.
В августе 1941 года были сданы еще 55 полноприводных ГАЗ-61-73. В сентябре производство выпустило 70 экземпляров ГАЗ-61-73. В октябре же было выпущено уже лишь 5 машин. Сравнительно небольшой объем выпуска полноприводных седанов объясняется использованием двигателя ГАЗ-11 на танках Т-40 и Т-60 (а с 1942 года – и Т-70,которые и вовсе использовали спарку из двух двигателей ГАЗ-11-202), объем выпуска которых постоянно увеличивался. Кроме того, для выпуска седанов стало не хватать и листового металла, который стал уходить на производство освоенного на ГАЗе стрелкового оружия, минометов, мин и пр. Всего в 1941 году было изготовлено 149 машин ГАЗ-61-73.
В апреле 1942 года был сдан еще один ГАЗ-61, однако это не была полностью новая машина – это был капитально отремонтированный ГАЗ-61-73 из числа выпущенных ранее. Еще один ГАЗ-61-73 был выпущен во втором полугодии 1942 года – этот автомобиль был направлен в резервную Ставку Верховного Главнокомандования в Самару в распоряжение Заместителя наркома обороны Г.К. Жукова. Этот ГАЗ-61-73 сохранился до наших дней и экспонируется в Музее внедорожных машин (г.Самара).
В 1943 году ГАЗ-61 не выпускались, а в 1944 году было сдано девять ГАЗ-61-73 и в 1945 – еще две машины. Таким образом, общий объем выпуска ГАЗ-61-73 составил 162 машины. |