В 1955 году Горьковским автозаводом совместно с Павловским автобусным заводом им. Жданова было разработано полноприводное автобусное шасси ГАЗ-63Е. Оно предназначалось в качестве базы для автолавки ПАЗ-659 и специального ПАЗ-663 с кузовом, предназначенным для монтажа геофизического оборудования. Для этих моделей, использовавшихся в основном в сельской местности, шасси ГАЗ-51И не подходило по показателям проходимости, а шасси стандартного ГАЗ-63 – не подходило по параметрам боковой устойчивости.
Характерными особенностями шасси ГАЗ-63Е стали применение двускатной ошиновки колёс задней оси, а также использование шин меньшего, чем у базовой модели размера (7,50-20") от ГАЗ-51. Вследствие изменившегося размера колёс, эти автомобили комплектовались раздаточными коробками с иными, по сравнению с ГАЗ-63, парами шестерён привода спидометра. Также, в отличие от ГАЗ-63, в подвеске ГАЗ-63Е использовались более мягкие рессоры от автобуса ПАЗ-651, а гидравлические рычажные амортизаторы монтировались как спереди, так и сзади. Шасси получили несколько пониженный центр тяжести относительно базового ГАЗ-63, что позволило заметно повысить боковую устойчивость автобусов.
Эти шасси выпускались до конца выпуска автомобилей семейства ГАЗ-63, но в очень малом количестве и поставлялись сначала на Павловский, а с 1961 года - на Курганский автобусный заводы.
Текст - Юрий Воробьев |