В январе 1985 года автомобили семейства ГАЗ-66 стали оборудоваться гидропневматическим клапаном управления тормозами прицепа, разобщительным краном и двухпроводным пневмовыводом для управления пневматическими тормозами прицепа с двумя соединительными головками типа «Палм», устанавливавшимися по бокам от буксирного прибора грузовика. Правая по ходу машины головка (питающая) предназначалась для снабжения системы прицепа воздухом, левая (управляющая) – для управления ею. На крыше кабины появились знаки автопоезда: три оранжевых фонаря УП101 с лампами А-12-5. Выключатель и сигнализатор включения фонарей опознавательного знака автопоезда располагались с левой стороны приборной панели.
После установки в январе 1985 года оснастки для работы с прицепом поменялись индексы всей линейки вездеходов: в частности, базовая модель получила наименование ГАЗ-66-11, модификация с лебёдкой – ГАЗ-66-12 и т.д.
Крупносерийное производство ГАЗ-66-11 было прекращено в 1996 году, но малыми партиями по заказам Министерства обороны автомобили семейства выпускались до 1 июля 1999 года. При этом грузовики последних лет выпуска, начиная с 1993 года, имели универсальную грузовую платформу новой конструкции, без колесных арок, с увеличенными внутренними размерами, а также с тентом из износостойкого синтетического материала с восемью окошками вместо шести и шнуровочным креплением взамен петлевого, унифицированную с кузовом ГАЗ-3301.
ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ:
1985 год
В 1985 году в целях уменьшения вредного воздействия выхлопных газов двигателя на окружающую среду введена система закрытой вентиляции картера (СЗВК), в связи с чем в нижней части корпуса воздушного фильтра добавился дополнительный поддон с вытяжным патрубком отвода картерных газов, а также начали ставиться маслоотделитель, размещавшийся на впускной трубе, и соединительные шланги большой и малой ветвей системы. Не впускной трубе появились резьбовое отверстие под штуцер шланга малой ветви вентиляции и фланец крепления маслоотделителя. В зависимости от режима работы двигателя картерные газы отсасывались во впускную трубу (холостой ход и малые частичные нагрузки) или в воздушный фильтр (полная и большие частичные нагрузки).
Одновременно, по причине того, что теперь свежий воздух поступал в картер из воздушного фильтра мотора, был упразднён отдельный воздушный фильтр вентиляции картера, располагавшийся на маслоналивном патрубке. Вследствие введения СЗВК на 15-20% снизилось содержание токсичных веществ в отработанных газах.
Кроме того, в 1985 году были внедрены следующие изменения:
– начал монтироваться отопитель новой конструкции повышенной производительности;
– на топливных баках стали устанавливаться глухие пробки, а единый паровоздушный клапан был вынесен в отдельный неразборный узел, соединявшийся с баками поливинилхлоридными трубками и располагавшийся на кронштейне, устанавливавшемся на инструментальном ящике в зоне крепления бачка пускового подогревателя;
– повышена жёсткость картера коробки передач;
– изменилась конструкция установки аккумуляторной батареи: вместо узла, состоявшего из кронштейна крепления с основанием, задней и боковыми стенками, накрывавшегося кожухом, теперь монтировалось только основание, а батарея полностью накрывалась отдельной пластмассовой крышкой;
– в системе электрооборудования введён регулятор напряжения РР132-А;
– наряду со свечами А11 устанавливались свечи А11-3;
– начался переход с фар ФГ122-И на фары 40.3711 с герметизированными оптическими элементами 40.3711200 и лампами А-12-45+40 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света, завершившийся в 1987 году.
1986 год
С 1986 года в подвеске применялись усиленные коренные листы №1 и №2 рессоры прямоугольного сечения и усиленные амортизаторы.
Вместо стальной (сталь 45) распределительной шестерни коленчатого вала двигателя была внедрена чугунная (СЧ18).
Тогда же для повышения надёжности стыковки головки цилиндров с блоком цилиндров и гильзой было введено крепление головки шпильками М12 вместо М11.
С этого же года автомобили комплектовались новыми зеркалами заднего вида с чёрным пластмассовым корпусом и ветровыми стёклами типа «триплекс».
1987 год
В 1987 году начали устанавливаться:
– двухконтурная тормозная система с раздельным приводом по осям, оснащённая двумя гидровакуумными усилителями и новым двухпоршневым главным тормозным цилиндром (по нарастающему графику);
– обычный стандартный рычажный переключатель указателей поворота П110-А, монтировавшийся на рулевой колонке (до этого ставился флажковый переключатель П118 на левой стороне панели приборов);
– аварийная сигнализация;
– новый щиток приборов КП121-Г с сигнализатором давления воздуха в ресивере, сигнализатором неисправности гидропривода рабочей тормозной системы и сигнализатором указателей поворота прицепа;
– самоконтрящиеся гайки резьбовых соединений без пружинных шайб.
На щите кабины добавились манометр для контроля давления в ресивере и выключатель аварийной сигнализации. Роль сигнализаторов исполняли передние и задние указатели поворота, а также боковые повторители указателей поворота.
На автомобили с двухконтурным приводом тормозной системы с этого года устанавливался только верхний рулевой вал с одним карданным шарниром вместо двух (упразднён промежуточный рулевой вал).
В конце года введены новые колёса с неразъёмным ободом 228Г-457 с тороидальными посадочными полками, с двумя взаимозаменяемыми бортовыми кольцами и разрезным замочным кольцом. Ввиду того, что колёса имели тороидальную форму посадочных полок обода посадка бортов шин на полки обода происходила с гарантированным натягом. Это обеспечило снижение внутреннего давления в шине до 0,5 кгс/см2 и надёжное закрепление шины на ободе без применения распорного кольца.
Во второй половине 1980-х гг. изменилась конструкция держателя запасного колеса.
1988 год
С января 1988 года мотор ЗМЗ-66-06 комплектовался новыми головками блока цилиндров с высокотурбулентными камерами сгорания (66-06-1003010), в результате чего степень сжатия повысилась до 7,6. В связи с применением новых головок одновременно изменились и характеристики датчика-распределителя 24.3706.
С 1 июня 1988 года на части вездеходов устанавливался фонарь заднего хода ФП135-В с лампой А12-21-3, а на ГАЗ-66-92, кроме того, фара-искатель ФГ16 на крыше с управлением из кабины.
В 1988 году также были введены поршни с бочкообразным вертикальным профилем вместо конусообразного и канавками под компрессионные кольца высотой 2 мм вместо 2,5 мм. Тогда же были внедрены верхние компрессионные кольца из высокопрочного чугуна марки ВПЧ. Для стопорения гаек шатунных болтов вместо контровки специальными штампованными стопорными гайками начала применяться установка основной гайки шатуна на анаэробный клей-герметик «Унигерм-9». Для расширения предела регулирования и унификации длин штанг толкателей изменена длина резьбовой части регулировочного винта клапана.
В этом же году в целях повышения технологичности изменена конструкция корпуса, крышки и прокладки корпуса маслоотделителя СЗВК.
Взамен металлической крышки капота в кабине появилась бакелитовая.
В 1988 году немного изменилась и внешность вездехода - на боковинах кабины появились пять выштамповок вместо четырёх.
1989 год
С 1989 года взамен заднего подшипника водяного насоса типа 20703К устанавливался 20703А1, а взамен переднего 20803КУ – 20803АК1У.
1990 год
В 1990 году анаэробный клей-герметик «Унигерм-9» (или «Унигерм-6») стал употребляться вместо шплинтовки проволокой для стопорения гаек крепления фланца ведомой шестерни к чашке и сепаратору дифференциала ведущих мостов, болтов крышек подшипников дифференциала и болтов крепления стопорной пластины гаек подшипников дифференциала.
1991 год
В 1991 году был внедрён блок цилиндров с крышками коренных подшипников коленчатого вала без фиксирующих шипов, а для предотвращения самоотворачиваниягаек крепления крышек взамен стопорных пластин начал использоваться клей-герметик «Унигерм-9».
В системе питания в 1991 году был введён усовершенствованный фильтр тонкой очистки топлива с керамическим фильтрующим элементом взамен сетчатого, с очисткой топлива от частиц размером до 50 мкм против 140 мкм.
1992 год
В 1992 году были внедрены:
– литые крышки коромысел клапанов мотора;
– карбюратор К-135М;
– система рециркуляции отработавших газов (СРОГ), предназначенная для снижения выброса в атмосферу вредных веществ;
– усиленный ведомый диск сцепления с тарельчатой пружиной, закалёнными ступицей и упорными пальцами.
С июня 1992 года введена платформа на 21 посадочное место, с увеличенными внутренними размерами, ровным полом без надколёсных ниш, деревянным настилом и люком для снятия раздаточной коробки, а также пятью дугами с тентом из износостойкого синтетического материала с восемью окошками вместо шести и шнуровочным креплением взамен петлевого, унифицированная с кузовом опытного ГАЗ-3301. В связи с изменением ширины платформы, на 50 мм увеличился вынос кронштейнов зеркал заднего вида.
В начале 1990-х годов наряду с прежними узлами и деталями начали монтироваться новые необслуживаемая аккумуляторная батарея 6-СТ-77А3 и регулятор напряжения 27.3702. На некоторых вездеходах устанавливался фонарь заднего хода 21.3711 с лампой А12-21-3.
С этого же времени часть автомобилей выпускалась без системы регулирования давления в шинах и пневмовыводов для управления тормозами прицепа, в связи с чем на них были упразднены компрессор и воздушный баллон.
Также в течение производства взамен передних подшипников ведущих шестерён главных пар ведущих мостов ГАЗ-66-11 типа 27308У1 введены 27308АКУ.
К 1993 году на ГАЗ-66-11 были внедрены почти все новшества, характерные для производившегося в это же время ГАЗ-66-16. В частности, возможность комплектации радиальными шинами КИ-115 для ГАЗ-66-11 была внесена в технические условия еще в августе 1990 года, а с июня 1992 года ГАЗ-66-11 начал комплектоваться той же самой новой грузовой платформой ГАЗ-3301 без надколесных ниш.
По сути, ГАЗ-66-11 стал подобием ГАЗ-66-16 и поэтому с января 1993 года, с момента вступления в России в силу новой системы сертификации автомобильного транспорта, требовавшей получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) на каждую модель автомобиля, ГАЗ-66-11 стал единственной базовой моделью семейства, а ГАЗ-66-16 был снят с производства.
В первом же ОТТС семейства ГАЗ-66, выданном в январе 1993 года, грузоподъемность ГАЗ-66-11 была повышена до 2180 кг (результат вычитания из полной массы значений снаряженной массы и веса водителя с пассажиром). А во втором одобрении, выданном в феврале 1994 года, уже появился и новый 125-сильный мотор ЗМЗ-513.10 – тот же самый, что ранее стоял на ГАЗ-66-16.
Текст - Юрий Воробьев |