ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-66-16

Опытный образец ГАЗ-66-16 постройки февраля 1989 года (номер шасси Э-6680)

    На смену ГАЗ-66 должны были прийти автомобили нового семейства ГАЗ-3301, формально принятого на вооружение Советской Армии еще в 1987 году, однако этот проект был в конечном итоге заморожен – Министерством обороны СССР деньги на освоение в производстве этой машины выделены не были. Тем не менее, ГАЗ-3301 сыграл значительную роль в модернизации 66-го семейства, поскольку заводом предусматривалась плавная модернизация ГАЗ-66 за счет постепенного внедрения узлов и агрегатов ГАЗ-3301 с целью последующего перехода на выпуск нового семейства в сжатые сроки. Новая модель, использовавшая ряд узлов и агрегатов ГАЗ-3301, получила индекс ГАЗ-66-16.
    Этот грузовик, вставший на конвейер в 1991 году, получил двигатель ЗМЗ-513.10 мощностью 125 л.с. (92 кВт) при 3200-3400 об/мин, крутящим моментом 30 кГм при 2000-2500 об/мин, степенью сжатия 7,6 и рабочим объёмом 4250 см3, представлявший собой дальнейшее развитие конструкции мотора ЗМЗ-66-06.
    Для повышения мощностных показателей силового агрегата был применен распределительный вал с изменёнными фазами газораспределения (углами расположения кулачков). Модернизированный двигатель комплектовался блоком цилиндров с усиленным фланцем крепления картера сцепления и чугунным левым кронштейном подушки передней опоры двигателя вместо стального. Двигатели экспортных модификаций получили наименование ЗМЗ-51306.10 (для умеренного климата) и ЗМЗ-51307.10 (для тропиков).
    Более мощный двигатель потребовал применения усиленных ведущих мостов: с балками и редукторами типа ГАЗ-3301, задними полуосями увеличенного диаметра и локальными усилениями отдельных деталей – сепараторов дифференциала, фланцев ступиц, упорных шайб и т.д. Коробка переда также была усилена за счет внедрения шестерни I передачи и блока шестерен заднего хода из хром-марганцевой стали 35ХМ вместо прежней 35Х и более износостойкой вилки.
    Из других нововведений следует отметить также более эффективную тормозную систему (в которой появились гидровакуумные усилители большей размерности с поршнем Ø18 мм, унифицированные с усилителями ГАЗ-53-12, и стояночный тормоз с вилочным разжимом, унифицированный с тормозом опытного вездехода ГАЗ-3301.
    Наряду с этим, на грузовике были внедрены:
    – усиленные рама и подвеска (были внедрены рессоры прямоугольного профиля и резиновые отбойники заднего моста)
    – улучшенная выпускная система (использован глушитель новой конструкции, обеспечивающий снижение уровня внешнего шума).
    – новые радиальные шины модели КИ-115 размера 12,00-18" или усовершенствованные диагональные шины модели К-70-I или К-70-II размера 12,00-18" (320-457), поскольку из-за возросшей массы у ГАЗ-66-16 при сохранении прежних диагональных шин К-70 ухудшались показатели опорной проходимости: глубина оставляемой автомобилем на бездорожье колеи выросла, а тяговые показатели, соответственно, снизились.
    Вследствие этих усовершенствований грузоподъёмность машины возросла на 15% - до 2300 кг, что позволило расширить перечень гражданских надстроек, пригодных для монтажа на это шасси. С учетом перспективы дальнейшего снижения Гособоронзаказа это было более чем актуально – резкое снижение закупок грузовиков ГАЗ-66 для военных нужд действительно произошло уже в 1992 году, когда армией было приобретено лишь 1110 «шишиг» против 5989 шт. в 1991 и 7010 шт. в 1990 годах).
    Прежний кузов с надколёсными нишами уступил место платформе ГАЗ-3301 на 21 посадочное место, с увеличенными внутренними размерами, ровным полом и деревянным настилом, а также пятью дугами и тентом из износостойкого синтетического материала с восемью окошками по бокам (вместо шести на ГАЗ-66-11) и по одному спереди и сзади и шнуровочным креплением (взамен крепления петлями на ГАЗ-66-11). В полу платформы был предусмотрен люк для облегчения демонтажа раздаточной коробки. Из-за большей ширины новой платформы, для улучшения обзора сзади был увеличен вылет кронштейнов зеркал заднего вида на 50 мм.
    В 1992 году на ГАЗ-66-16 была внедрена система рециркуляции отработавших газов (СРОГ), позволившая уменьшить выбросы в атмосферу вредных веществ. Также в 1992 году были введены литые крышки коромысел клапанов двигателя и усиленный ведомый диск сцепления с тарельчатой пружиной, закалёнными ступицей и упорными пальцами.
    Конвейерная жизнь ГАЗ-66-16 была недолгой. Фактически эти машины делали лишь до января 1993 года – то есть до момента вступления в силу новой системы сертификации автомобильного транспорта, требовавшей получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) на каждую модель автомобиля. После этой даты в сертификатах оставили только одну базовую модель – ГАЗ-66-11, которую к тому времени уже фактически превратили в подобие ГАЗ-66-16. По крайней мере, возможность комплектации радиальными шинами КИ-115 для ГАЗ-66-11 была внесена в технические условия еще в августе 1990 года, а с июня 1992 года «одиннадцатые» начали производиться с той же самой новой грузовой платформой без надколесных ниш.

Текст - Юрий Воробьев, Николай Марков


    Модель.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 02 апреля 2008 года          
Последняя редакция - 06 октября 2020 года