ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-66-21

Переоборудованный в бортовую машину самосвал ГАЗ-САЗ-3511
(фото Николая Маркова)

    В 1992 году ПО «ГАЗ» столкнулось с серьезным падением спроса на автомобили «шестьдесят шестого» семейства вследствие резкого уменьшения числа заказов со стороны Министерства обороны. Для загрузки конвейера более востребованной продукцией в УКЭР ГАЗ в том же году были срочно созданы новые модификации «шишиги», представлявшие собой гибрид ГАЗ-66-16 и ГАЗ-3307, и ориентированные на сугубо гражданский сектор рынка: ГАЗ-66-21 (базовый бортовой грузовик), ГАЗ-66-22 (бортовой грузовик с лебедкой) и ГАЗ-66-31 (шасси под спецтехнику).
    Благодаря раме от ГАЗ-66-16 и установке заднего моста от ГАЗ-3307 с дополнительными задними рессорами (подрессорниками) и двускатных задних колёс размерности 8,25-20" вместо 12,00-18" грузоподъемность новой машины повысилась до 3500 кг, что существенно расширило перечень гражданских надстроек, пригодных для монтажа на такое шасси. Система регулирования давления воздуха в шинах на эти модификации, соответственно, уже не монтировалась, равно как и компрессор, ресивер и пневмооснастка для работы с прицепом. Также из конструкции автомобилей были исключены самоблокирующиеся межколесные дифференциалы и дополнительный топливный бак. На освободившееся после демонтажа правого бака переместилось из-за кабины запасное колесо. Вместо армейского цельнометаллического кузова автомобили ГАЗ-66-21 и ГАЗ-66-22 получили «гражданскую» деревянную платформу с тремя откидными бортами от все того же ГАЗ-3307. Двигатель со сцеплением и коробкой передач предполагалось оставить от ГАЗ-66-16 - ЗМЗ-513.10 мощностью 125 л.с. (92 кВт). И на часть машин они действительно попали, но чаще устанавливались 120-сильные двигатели ЗМЗ-66-11. Аналогичная ситуация была и с главными парами ведущих мостов и дифференциалами - устанавливались те, что были на складе на момент сборки машины.
    Поскольку новый базовый автомобиль ГАЗ-66-21 был создан без использования каких-либо оригинальных узлов и агрегатов, организация его серийного производства даже не потребовала изготовления опытных образцов для проведения приемочных испытаний – в то время это вполне допускалось действующим ГОСТ 15.001-88 «Система разработки и постановки на производство продукции производственно-технического назначения». А потому на Горьковском автозаводе практически сразу приступили к сборке первых товарных образцов новых грузовиков.
    ГАЗ-66-21 и ГАЗ-66-22 были машинами довольно редкими: большого спроса на них не было, и уже в начале 1993 года их фактически перестали производить. Выпуск «шишиг» с двухскатной ошиновкой окончательно завершился на ГАЗе 1 января 1994 года в связи с окончанием срока действия выданного ранее одобрения типа транспортного средства.

Текст - Сергей Леонтьев, Николай Марков


    На фотографии представлена модель опытного ГАЗ-66-21, выполненная А.Богдановым (г.Санкт-Петербург).


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 23 апреля 2008 года          
Последняя редакция - 04 ноября 2020 года