ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-66Б
ГАЗ-66-30

Опытные образцы ГАЗ-66Б
с лебедкой и без, 1965 год

Опытный образец ГАЗ-66-30, 1967 год

Серийные авиадесантные ГАЗ-66

Авиадесантные ГАЗ-66 на специальных платформах, предназначенных для десантирования

    Несмотря на тот факт, что первые опытные образцы грузовиков ГАЗ-66А, появившиеся в 1959 году, имели кабину с брезентовым верхом, аналогично ГАЗ-62 или Урал-375, они не являлись машинами, предназначенными для службы в Воздушно-десантных войсках, конструкция которых предусматривала бы возможность их десантирования. Тентованная кабина на первых ГАЗ-66 являлась лишь следствием стремления военных максимально понизить силуэт автомобиля для улучшения его скрытности.
    Разработка автомобиля на базе ГАЗ-66, предназначенного для десантирования на специальной грузовой платформе, началась заметно позже, почти перед самым запуском ГАЗ-66 в серию, и проводилась в соответствии с техническим заданием ЦАВТУ от 6 мая 1963 года и на основании договора №166 от 16 июля 1963 года, заключенного между Горьковским автозаводом и в/ч 52694. Требования заказчика включали в себя следующее:
    - применение кабины со съемной или складывающейся верхней частью с целью обеспечения максимального габарита по высоте не более 1860 мм для подготовленного к десантированию автомобиля. Это требование было продиктовано тем, что в начале 1960-х годов основным самолетом военно-транспортной авиации был Ан-12Б, имевший грузовую кабину высотой от 2,4 м (под центропланом) до 2,6 м (самолет Ан-8, поступивший на вооружение в 1958 году, за год до Ан-12Б, но имевший меньшее распространение в ВТА, имел грузовую кабину тех же габаритов). Габаритная же высота стандартного ГАЗ-66 с цельнометаллической кабиной была 2,49 м, и машина, будучи установленной на парашютную платформу, не помещалась по высоте в грузовой кабине самолета.
    - эластичное гнездо для аккумуляторной батареи, которое бы обеспечивало надежную работу аккумулятора при десантировании.
    - наличие выключаемой подвески во избежание поломок рессор при ударе платформы с машиной о землю.
    - швартовочные узлы, а также скобы и кронштейны для крепления парашютных систем, снимаемого верха кабины, решеток для тента, съемных деревянных бортов и пр.
    - отдельно оговаривалась герметичность агрегатов автомобиля во избежание подтекания горючего, технических жидкостей и смазок при понижении давления до 0,8 кг/кв.см.
    Первые два опытных образца десантного грузовика были построены летом 1965 года путем переделки стандартных серийных грузовиков с конвейера. Новая машина получила индекс ГАЗ-66Б. Конструкция кабины была заметно усилена спереди и сзади по сравнению с обычным ГАЗ-66, дверные проемы были выполнены более жесткими. Рамка ветрового стекла была спроектирована откидывающейся, а верхние части дверей, получившие глухие окна и поворотные форточки, были выполнены съемными. Машина также получила отличные от серийных ГАЗ-66 кронштейн крепления фары-искателя и стойку зеркала заднего вида. Чтобы уложиться в заданный военными габарит по высоте, при подготовке машины к десантированию рулевое колесо снималось с вала и крепилось на задней стенке кабины. Кроме того, грузовая платформа получила уменьшенные по высоте (с 890 до 717 мм) решетчатые борта, а также крепления для тента, парашютного мешка, запасного колеса (при десантировании укладывалось на пол грузовой платформы), швартовочные кольца и скобы для крепления автомобиля к платформе.
    Один из двух первых опытных образцов прошел войсковые и пробеговые испытания в соответствии с утвержденной программой в период с августа по декабрь 1965 года, а второй образец трижды был подвергнут десантированию, после чего в ноябре-декабре того же года совершил пробег протяженностью свыше 5.000 км.
    Авиадесантный ГАЗ-66Б был принят на вооружение Советской Армии Приказом Министра обороны СССР Р.Я. Малиновского №38 от 02 марта 1966 года, а уже в том же 1966 году, при переходе ГАЗом от буквенно-цифровой к цифровой системе индексации моделей, машина получила новый индекс – ГАЗ-66-30.
    В течение 1966 года конструкция машины была несколько доработана и в 1967 году были построенные новые авиадесантные «шишиги». Из видимых изменений, появившихся на ГАЗ-66-30, следует упомянуть новую съемную рамку ветрового стекла, имевшую угловые окошки, как у серийных ГАЗ-66, и фрагмент крыши, замыкающий конструкцию рамки для большей жесткости. При десантировании рамка снималась и укладывалась под кузов.
    Ограниченные производственные возможности Горьковского автозавода не позволяли выпускать на общем конвейере настолько отличающуюся от своих серийных собратьев машину, поэтому к выпуску авиадесантной «шишиги» был привлечен один из заводов Министерства обороны (предположительно, 38 ОЗ МО СССР в г.Бронницы). Завод получал от ГАЗа обычные шасси ГАЗ-66 разных модификаций в согласованной комплектации и переделывал их по аналогии с ГАЗ-66-30. После переделки индекс машин никак не изменялся, и по документам они формально по-прежнему оставались модификациями ГАЗ-66-04, ГАЗ-66-05 и т.д.
    Повседневная эксплуатация авиадесантных версий предусматривалась только с установленным верхом кабины. Складывать кабину предполагалось лишь перед погрузкой машин в самолеты, и, соответственно, сразу после десантирования кабины полагалось устанавливать вновь. Упоминаний о существовании складной кабины типа ГАЗ-66-30 нет ни в одном издании "Руководства по эксплуатации ГАЗ-66", поскольку соответствующая информация публиковалась только в наставлениях по парашютно-десантной службе, в которых подробно описывался процесс подготовки машин к десантированию, а также в эксплуатационной документации на ряд изделий на таком шасси.
    С принятием в 1976 году на вооружение ВВС транспортного самолета Ил-76, имевшего более просторную грузовую кабину (ее высота составляла 3,4 м), проблема габаритов отпала сама по себе, и в первой половине 1980-х годов автомобили ГАЗ-66 в комплектации для ВДВ стали оснащаться обычными цельнометаллическими кабинами. При этом по инерции на авиадесантные шасси с цельнометаллическими кабинами еще какое-то время устанавливались надстройки пониженной высоты: например, радиостанции Р-440ОД или топливозапращики ТЗ-2-66Д.

    На базе авиадесантных ГАЗ-66 выпускались следующие образцы вооружения и военной техники:
    1. Боевая и транспортно-заряжающая машины полевой реактивной системы М-21 "Град-В" (создана предприятием "Сплав" (г.Тула), по сравнению с обычной РСЗО "Град" число 122-мм труб было уменьшено с 40 до 12) - фото1, фото2, фото3, фото4, фото5, фото6, фото7, фото8, фото9.
    2. Комбинированная радиостанция Р-142 - фото1, фото2, фото3.
    3. Мастерские МРС-ДАТ и РМ-ВДВ.
    4. Автотопливозаправщик ТЗ-2-66Д - фото1, фото2.
    5. Машины десантируемого понтонного парка ДПП-40 - фото1, фото2, фото3, фото4, фото5.
    6. Оконечная радиостанция спутниковой связи Р-440ОД - фото1, фото2.

    Несмотря на то, что в основном автомобили типа ГАЗ-66-30 предназначались для ВДВ, известны отдельные факты, когда такие машины попадали в другие части. В ВДВ значительная часть авиадесантных «шишиг» находилась на консервации, но после 1991 года они стали активно распродаваться. Машины попадали как в народное хозяйство, так и в частные руки. Был случай, когда в одну из полярных экспедиций спонсоры приобрели в качестве сопровождения кунг на таком шасси. Путешественники были им очень "благодарны", так как отопить такую кабину оказалось невозможно. Машина, в результате, при первой же возможности поменяла кабину на нормальную.

По материалам Николая Маркова и Артема Рубана



.

    На фотографиях представлена модель ГАЗ-66Б, выполненная автором на основе екатеринбургской модели ГАЗ-66-12.

.

    Кроме того, при условии предоставления шасси-донора, мастерской "Уральский сокол" по заказу может быть сделана модель десантного заправщика ТЗ-2-66Д.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 02 июля 2008 года          
Последняя редакция - 08 ноября 2020 года