В начале 60-ых годов Горьковский автозавод проводил масштабную оценку альтернативных движителей, предназначенных для движения на слабых грунтах. В рамках этих исследований проводились эксперименты и с вариациями гусеничных движителей, установленных, в том числе, на шасси опытных образцов еще не пошедшего в серию ГАЗ-66.
Первый вариант представлял собой лыжно-гусеничный движитель конструкции С.С. Неждановского, опробованный еще на ГАЗ-СХ в 1942 году. Движитель Неждановского представлял собой несущую лыжу, шарнирно крепившуюся к ступице, на была которую одета сдвоенная ведущая звездочка для привода тянущих цепей. Двойные редкозвенчатые цепи гусениц с поперечными пластинами охватывали ведущие звездочки и огибали снизу лыжи по их опорным каткам и ленивцам, образуя кинематические треугольники. Таким образом, осевая нагрузка машины передавалась через обе лыжи на снег и спрессовывала его в замкнутом контуре между тянущими боковыми пластинами и поперечными лопатками гусениц. Движение машины происходило за счет отталкивания лопаток гусениц от уплотненного под лыжами в виде формованных "кирпичей" верхнего слоя снега.
Движитель С.С. Неждановского не являлся универсальным - он был применим лишь при движении по снежной целине или укатанной снежной дороге, но на льду гусеницы скользили и движение становилось почти невозможным. Преодоление коротких участков асфальта или грязи было возможно, но на малых скоростях, с большим сопротивлением перемещению и повышенным износом гусениц и катков.
Вторым вариантом гусеничного движителя на "шишиге" стала усиленная резино-металлическая гусеница. Подтвердив свою большую универсальность, по сравнению с движителем Неждановского, тем не менее и эта конструкция также осталась в ряду других экспериментальных машин ГАЗа, не получив дальнейшего развития. |