ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-67/ГАЗ-67Б

испытания планера ЯК-14. В роли груза - ГАЗ-67 с пушкой ЗИС-2 на буксире, 1949 год     Серийный автомобиль ГАЗ-67 (1943-1944г.г.), ГАЗ-67Б (1944-1953г.г.)
    ГАЗ-67 представляет собой глубоко модернизированный с учетом накопленных замечаний ГАЗ-64. Объем и уровень переделок был так велик, что потребовалось присвоение нового модельного номера шасси "67"; номер кузова - "416" - остался прежним, но нигде в документации не использовался. К реализации плана модернизации ГАЗ-64 приступили 15 февраля 1943 года (до этого все силы были задействованы на работах по широколейному БА-64Б). Летом 1943 года появились опытные образцы с нормальной для легковых машин завода колеей: передняя - 1446мм, задняя - 1446мм, позже - 1449мм (из-за отклонений в производстве доходила до 1460мм). На ГАЗ-67 была значительно усилена рама, добавлены косынки, М-хобби накладки, дополнительная задняя поперечина - это помогло избавиться от быстрого появления при фронтовой эксплуатации трещин в некоторых перенапряженных участках рамы, как это было у ГАЗ-64. Были изменены передняя часть кузова и щиток "торпедо", введены отдельные передние и задние крылья, установлены подножки вровень с крыльями. Был доработан ряд узлов машины - усилена подвеска, изменено крепление рулевого механизма, крепление запасного колеса, буксирный прибор, появился дополнительный бензобак объемом 33л, усовершенствованы системы питания двигателя (двигатель сохранил свое обозначение - ГАЗ-64-6004).
    Габариты ГАЗ-67 несколько увеличились в длину (до 3345мм) и заметно в ширину - до 1720мм.
    Первый ГАЗ-67 сошел с конвейера 23 сентября 1943 года. До конца года было выпущено 718 автомобилей, в следующем году - уже 2419 единиц. ГАЗ-67Б

    В январе 1944 года был выпущен очередной модернизированный, ставший знаменитым, ГАЗ-67Б, проходивший армейские испытания в течение зимы, весны и лета. По их завершении он был сразу внедрен в производство. По сравнению с предшественником ГАЗ-67, у него были заменены подшипники поворотных цапф переднего моста, усилено (с 15 ноября) крепление подшипников ступиц передних колес, улучшено уплотнение шлиц карданного вала, проведен ряд улучшений в подвеске, устанавливалось новое 3-спицевое рулевое колесо (оно стало настолько удачным, что стало стандартным для всех грузовиков ГАЗ и выпускается до сих пор) и т.д. Следует отметить, что индекс "Б" по отношению к модели ГАЗ-67 имел преимущественно внутризаводское значение, не сразу устоялся и в эксплуатационной литературе практически не отражался. Иногда под ГАЗ-67Б понимали первые промышленные автомобили с широкой колеей, выпускаемые с сентября 1943 года, полагая, что ГАЗ-67 - это бывший ГАЗ-64-416, доведенный до состояния устойчивого производства.
    После войны производство ГАЗ-67Б было сохранено и даже расширено, причем не только как армейского автомобиля и для МВД, но и для работы в народном хозяйстве, ранее таких машин не имевшего. Все ГАЗ-67Б красились в темно-зеленый матовый цвет "4БГ-авто".
    Весной 1950 года облегченный ГАЗ-67Б успешно поднялся на Эльбрус к "Приюту одиннадцати". Летом того же года один экземпляр ГАЗ-67Б был на самолете заброшен на дрейфующую полярную станцию СП-2, где долго и эффективно работал в качестве транспортной машины и тягача. Первое парашютное десантирование с самолета Ту-2 также проводилось на ГАЗ-67Б еще в 1949 году. В расчете и на его транспортировку создавался в 1952 году вертолет Ми-4. Сборочный конвейер ГАЗ-67Б. На конвейере работают воспитанники РУ №1. 1949 год М-хобби
    В связи с подготовкой производства ГАЗ-69 (планировалось к 1950 году), совершенствованием ГАЗ-67Б практически перестали заниматься, однако, стараниями Г.М.Вассермана в 1948 году была внедрена штампованная решетка радиатора с семью воздухозаборными прорезями (раньше решетка сваривалась из прутьев) и ряд агрегатов унифицирован с ГАЗ-M20 и ГАЗ-51. Такие автомобили представлены на боковых иллюстрациях. После этого прошло еще несколько незначительных модернизаций, связанных с "внутренностями" автомобиля.





    Отдельного упоминания заслуживает интересный агрегат на шасси ГАЗ-67Б - бурильно-крановая гидравлическая машина БКГМ-АН, спроектированная горьковскими инженерами Артемьевым и Николаевым, и серийно выпускавшаяся на заводе Дегтярева в Коврове:



    Модель ГАЗ-67Б образца 1948 года, продававшаяся в блистерах под лейблом издательства DeAgostini в Европе в 2005 году стала, без преувеличения, моделью года в России - иностранцами была сделана вполне точная (и массовая!) модель отечественного автомобиля, да не какого-нибудь, а легендарного ГАЗ-67Б! Конечно, тактические знаки нанесены в высшей степени странные, но оставим это на совести производителя модели.

    Модель ГАЗ-67Б образца 1948 года, предлагаемая мастерской "Вектор-моделс" (г.Херсон).

    На фотографии представлена модель производства мастерской "Русский вариант" (г.Москва), в настоящее время не производится.

    На фотографии представлена модель производства мастерской "Досуг" (г.Тула). Единственная из представленных моделей ГАЗ-67Б, которая имитирует автомобиль периода 1944-1948 годов.

    На фотографии представлена модель производства мастерской Moscow-Models (г.Москва), в настоящее время не производится.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу