Изначально, создавая советский аналог Ford Pigmy, КЭО ГАЗ предлагало использовать мосты уже созданного к тому времени ГАЗ-61, что позволило бы сохранить «грузовую» колею, с которой автомобиль мог бы двигаться в общей колонне с грузовиками. Однако, Главное автобронетанковое управление РККА настаивало на возможно более близких к Ford Pigmy параметрах новой машины, поэтому в итоге передний мост был заимствован у ГАЗ-61, как и предлагали конструкторы, но полуоси и их кожухи были укорочены. Аналогичным образом был изменен и задний мост.
Войсковая эксплуатация довольно быстро выявила ошибочность такого сужения колеи. Но особенно ярко это проявлялось на бронеавтомобилях БА-64, созданных на шасси ГАЗ-64. Высокое расположение центра тяжести этих бронеавтомобилей вкупе с узкой колеей использовавшегося шасси нередко приводили к опрокидыванию при движении не только по ухабам, но и даже на ровной дороге на скорости свыше 30 км/ч. Дополнительное влияние на аварийность оказывала и низкая квалификация фронтовых водителей. Собственно, именно ситуация с аварийностью БА-64 и стала катализатором конструкторских работ по модернизации ГАЗ-64.
Работы по «возвращению» колеи ГАЗ-61 на ГАЗ-64 начались по инициативе КЭО ГАЗ в августе 1942 года. Уже 26 сентября старшему военпреду БТУ ГАБТУ на ГАЗе инженеру-подполковнику В.П. Окуневу были переданы для утверждения план модернизации бронеавтомобиля БА-64 (заводской индекс – ГАЗ-64-125) и программа его испытаний, а в октябре был построен и первый опытный ширококолейный образец БА-64, получивший внутризаводской индекс ГАЗ-64-125-Б.
С конца марта по конец мая 1943 года было построено 98 джипов, из которых лишь три были сданы под прежним индексом ГАЗ-64 (два в марте и один в апреле), а остальные сдавались уже как ГАЗ-67. Эти машины стали итогом проведенных мероприятий по текущей модернизации шасси для бронеавтомобилей БА-64.
Прежде всего, ГАЗ-67 получили немного расширенную – до 1293 мм – колею передних колес (у ГАЗ-64 передняя колея составляла 1278 мм, а у ГАЗ-67Б колея составит уже 1446 мм). На машину и шасси для броневиков стали устанавливаться более прочные полуоси, что позволило снизить число случаев скручивания хвостовиков полуосей и исключить поломки зубьев шестерен. Была повышена и прочность кожухов полуосей мостов за счет увеличения их толщины на 25% – до 4,5 мм.
В эксплуатации БА-64 также отмечались частые проседания и поломки рессор, «пробивание» (до буфера) передней подвески, продольное маятниковое раскачивание машины в движении – во избежание этого ГАЗ-67 получили усиленные рессоры и вторую пару гидроамортизаторов в передней подвеске. Теперь 4 гидроамортизатора попарно работали в противоположных направлениях.
В июне 1943 года выпуск ГАЗ-67 был остановлен из-за разрушений автозавода при массированных бомбардировках немецкой авиацией – все автомобильное производство было остановлено почти на два месяца. Первым в августе было восстановлено производство «полуторок», а вот ГАЗ-67 больше не выпускался – вместо него в сентябре автозавод сразу приступил к выпуску ГАЗ-67Б и БА-64Б с широкими мостами. ГАЗ-67 стал своего рода паллиативным вариантом модернизации ГАЗ-64 на период, пока шли конструкторские работы по созданию полноценного ширококолейного джипа и шасси для бронеавтомобилей. |