ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-67Б

Автомобили периода
1943-1947 годов

Главное отличие модернизированного в 1948 году ГАЗ-67Б - штампованная облицовка радиатора

ГАЗ-67Б побывал и на корейской войне
На фото Д. Шершела – северокорейская делегация, прибывшая на переговоры в Кэсон, июль 1951 года.

Машины, принимавшие участие в парадах или других официальных мероприятиях, выглядели иной раз очень колоритно

    Войсковая эксплуатация бронеавтомобилей БА-64 довольно быстро выявила ошибочность сужения колеи ГАЗ-64, послужившего для них донором шасси, до 1278/1245 мм (передняя/задняя колея), на чем настаивало ГАБТУ РККА. Высокое расположение центра тяжести этих бронеавтомобилей вкупе с узкой колеей использовавшегося шасси нередко приводили к опрокидыванию при движении не только по ухабам, но даже и на ровной дороге на скорости свыше 30 км/ч. Дополнительное влияние на аварийность оказывала и низкая квалификация фронтовых водителей. Собственно, именно БА-64 стал катализатором конструкторских работ по модернизации ГАЗ-64.
    Было очевидно, что необходимо возвращаться к исходной концепции джипа с мостами ГАЗ-61, на чем изначально и настаивали конструкторы. Такая работа была начата по инициативе КЭО ГАЗ в августе 1942 года. Уже 26 сентября старшему военпреду БТУ ГАБТУ на ГАЗе инженеру-подполковнику В.П. Окуневу были переданы для утверждения план модернизации бронеавтомобиля БА-64 и программа его испытаний, а в октябре был построен и первый опытный ширококолейный образец БА-64, получивший внутризаводской индекс ГАЗ-64-125-Б.
    Параллельно с работами по созданию нового шасси с широкими мостами для бронеавтомобиля заводом проводилась также текущая модернизация шасси, итогом которой стало появление автомобиля ГАЗ-67 с немного расширенной колеей и рядом других изменений. Первые же опытные ГАЗ-67Б с широкими мостами, позволившими довести колею передних и задних колес до 1446 мм, были построены только в мае 1943 года, после окончания работ по БА-64Б.
    Кузов ГАЗ-67Б, в целом, был аналогичен ГАЗ-64, но из-за более широкой колеи автомобиль получил передние и задние выступающие крылья и подножки между ними. На боковинах кузова теперь устанавливались поручни для выталкивания застрявшего автомобиля. Для ГАЗ-67Б была сконструирована новая рама с лонжеронами закрытого профиля и большим количеством усилителей. Задние рессоры были уложены на мост, что положительно сказалось на проходимости машины. Кроме того, из задней подвески были исключены стабилизатор поперечной устойчивости и одна пара амортизаторов. Карбюратор К-23 с пневматическим экономайзером позволил увеличить мощность двигателя ГАЗ-67Б до 54 л.с. и улучшить экономичность автомобиля на шоссе, где расход топлива снизился до 16 л/100 км. Под водительское сиденье стал устанавливаться дополнительный 33-литровый бензобак.

    Выпуск ГАЗ-67Б был начат лишь в сентябре 1943 года, поскольку в июне 1943 года автомобильное производство было прервано из-за разрушений автозавода при массированных бомбардировках немецкой авиацией. Первым в августе было восстановлено производство «полуторок», а затем дело дошло и выпуска ГАЗ-67Б и БА-64Б с широкими мостами.
    В октябре-ноябре 1944 года был проведен очередной этап модернизации БА-64Б и ГАЗ-67Б. Стремянки крепления передних рессор, часто обрывавшиеся в эксплуатации, были заменены на сквозные 14-мм болты, лучше воспринимающие тянущие усилия. Шариковые радиально-упорные шкворневые подшипники, требовавшие частой регулировки и, как правило, разрушавшиеся через 1500 км, были заменены на подшипники скольжения – бронзовые втулки, стойкие к ударам, надежные и долговечные. Усилия на руле практически не увеличились. Шаровые опоры поворотных кулаков переднего моста стали делать коваными, а не литыми, а также было усилено крепление их фланцев. Было улучшено уплотнение шлицов переднего карданного вала. В систему зажигания двигателя был введен новый, более надежный и удобный, прерыватель-распределитель типа Р-15 с высоковольтными проводами вместо устанавливавшихся ранее контактных пластин. Был уменьшен угол продольного наклона шкворней с 5° до 2°, в результате чего удалось избавиться от «виляния» передних колес. Наконец, были внедрены усиленные колесные диски – была увеличена толщина дисков и упрощена их форма (повышенная нагрузка на задний мост у бронеавтомобилей БА-64Б отрицательно сказывалась в том числе и на долговечности обычных «легковых» дисков ГАЗ-М1: сминались и разбалтывались крепления, в стенках возникали трещины, приводившие к поломкам). Одновременно были введены усиленные крепежные гайки с удлиненным конусом.
    После начала работ над внедорожником следующего поколения – ГАЗ-69 – серьезных модернизаций ГАЗ-67Б не проводилось, несмотря на предложения со стороны конструкторов КЭО ГАЗ. Было сочтено нерациональным тратить силы на совершенствование машины, срок жизни которой на конвейере подходил к концу. Тем не менее, кое-что из предложенного все же дошло до конвейера. В частности, после войны на ГАЗ-67Б стало устанавливаться новое трехспицевое пластмассовое рулевое колесо вместо прежнего деревянного с четырьмя спицами. На части машин были установлены карбюраторы К-22 от «Победы», стали устанавливаться прерыватель-распределитель зажигания Р-30 с октан-корректором и фильтры-отстойники, в ведущих мостах были модернизированы главные передачи.
    В 1948 году ГАЗ-67Б получили новую штампованную облицовку радиатора с более толстыми перемычками и меньшим количеством прорезей. В 1951 году передняя подвеска получила на каждое колесо по одному амортизатору двустороннего действия вместо ранее монтировавшихся двух амортизаторов одностороннего действия. Вот, по большому счету, и все послевоенные нововведения.

    После войны, когда отпала необходимость в производстве бронеавтомобилей БА-64Б (последние экземпляры были собраны в марте 1946 года), выпуск ГАЗ-67Б удвоился в первый же послевоенный год, а через три года удвоился еще раз благодаря высвобождению производственных мощностей, загруженных до этого времени выпуском продукции военного назначения.
    Выпуск ГАЗ-67Б продолжался до сентября 1953 года, когда его сменил в производстве ГАЗ-69. Всего с 1943 по 1953 годы было выпущено 92.760 экземпляров ГАЗ-67Б.



    В марте 2010 года в рамках журнальной серии "Автолегенды СССР" издательского дома DeAgostini коллекционерам была предложена модель ГАЗ-67Б послевоенного выпуска. Заметной особенностью этой модели стала невыделенная цветом рамка лобового стекла, отлитая одной деталью с собственно стеклом.


    В 2005 году, задолго до запуска в России серии "Автолегенды СССР", другой вариант ГАЗ-67Б, также образца 1948 года, вошел в европейские модельные серии издательства DeAgostini. Годом позже эта же модель была выпущена лейблом Schuco Military и стала, без преувеличения, моделью года в России – иностранным производителем была сделана вполне точная, массовая и недорогая модель отечественного автомобиля, в то время как модели отечественного автопрома изготавливались пока только российскими и украинскими малосерийными мастерскими. Конечно, тактические знаки были нанесены явно не советские, но это не помешало хорошим продажам этой модели.


    Наиболее распространенной моделью ГАЗ-67Б на постсоветском пространстве в "допромышленную" эпоху автомоде была модель ГАЗ-67Б херсонской мастерской "Вектор-моделс". Эта модель также копировала автомобили выпуска после 1948 года с штампованной решеткой радиатора.


    Помимо представленных выше, модели ГАЗ-67Б также изготавливались российскими мастерскими (слева направо) Moscow-Models (г.Москва), "Русский вариант" (г.Москва) и "Досуг" (г.Тула). Модель мастерской "Досуг", единственная из представленных, имитирует автомобиль периода 1944-1948 годов.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 14 февраля 2006 года          
Последняя редакция - 19 ноября 2022 года