ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

снегоходы на базе ГАЗ-69

«Основной» вариант снегоходного движителя – гусеничный системы С.С. Неждановского

Варианты снегоходов с портальными мостами

Снегоход с опускающимися фрезами, расположенными в пределах колесной базы

    В 1961 году руководителем новообразованного КБ снегоходных машин был назначен А.М. Бутусов (будущий Главный конструктор грузовых автомобилей ГАЗ в 1969-1995 годах, заместитель Главного конструктора Горьковского автозавода). Вот как он позднее рассказывал о причинах начала работ над снегоходами и о причинах их завершения: «В 1961 году приехал на ГАЗ глава государства Никита Хрущев. Были по этому случаю и митинг, и его встреча с руководителями, специалистами. Короче говоря, поручил он автозаводцам разработать технику, способную двигаться по снегу, «как лошадь, чтоб везде могла пройти». Когда назначили меня начальником КБ снегоходных машин, объявили мы конкурс на лучший вариант конструкции снегохода. Одно оригинальное конструкторское решение, можно сказать, выкопали из прошлого: еще до революции один из российских изобретателей предложил в качестве снегохода широкие лыжи, под которыми нечто вроде гибкой лестницы-гусеницы (до этого гусеничный движитель системы С.С. Неждановского был опробован на ГАЗе еще в 1942 году на машине ГАЗ-СХ – прим. И.Д.). Вот этот вариант мы и приняли за основу. Каждые десять дней материалы с отчетами о проделанной работе отсылались в Москву. Ездили на Ай-Петри для проведения испытаний. И что же в результате? После того, как Хрущева сняли с высокой должности, был поставлен крест и на нашем изобретении. К тому же в стране не нашлось завода по его производству.»
    Целью развернутых по созданию снегохода работ являлось создание некой единой универсальной конструкции, пригодной для установки на любой автомобиль, поэтому ГАЗ-69, с использованием которых и шел подбор вариантов и отработка конструкций, применялись лишь как носители агрегатов – как «мулы», говоря современным языком. Для работ над снегоходом были также привлечены сотрудники Горьковского политехнического института и Академии наук СССР.

    Упомянутый А.М. Бутусовым «основной» вариант снегоходного движителя представлял собой четыре треугольные гусеницы системы С.С. Неждановского, смонтированные вместо колес на мосты с расширенной колеей (также такая схема была опробована на одном из опытных ГАЗ-66). Технически основу каждого движителя представляла собой лыжа, выполнявшая функцию опорной поверхности и утрамбовывавшая под весом машины снег, а передвижение машины осуществлялось благодаря звеньям гусеничной ленты в виде металлических пластин, проходивших с внешней стороны лыжи и отталкивающихся от уже утрамбованной лыжами поверхности. Во вращение гусеничная лента приводилась ведущими звездочками, смонтированными на ступицах ведущих мостов.
    Куда более простым технически был вариант колесного снегохода на портальных мостах с редукторами внешнего зацепления и с установкой арочных шин И-234. Разновидностью этого варианта можно считать схему с задним портальным мостом и стандартным передним, колеса которого были водружены на лыжи.
    Еще одним, куда более экзотическим, вариантом применения портальных мостов стала установка на них металлических фрез большого диаметра вместо колес и небольших лыж под мостами с внутренней стороны – согласно задумке, фрезы, благодаря своей небольшой толщине, должны были погружаться в снег, достигая промерзшего грунта, и машина передвигалась бы за счет отталкивания от земли предусмотренными на фрезах грунтозацепами. Лыжи же здесь монтировались для уменьшения нагребания снега элементами трансмиссии и подвески и облегчения скольжения по снегу.
    Наконец, для повышения проходимости машины рассматривалась даже возможность установки двух металлических фрез в пределах колесной базы машины, которые приводились в действие благодаря цепному приводу от задних колес и имели гидравлический механизм подъема и опускания. При застревании автомобиля фрезы должны были опускаться вниз и работать как описано выше – выталкивать машину, цепляясь за землю грунтозацепами.
    Помимо вышеописанных, был разработан даже шагающий вариант снегохода, но в конечном итоге ни один из созданных вариантов не смог продемонстрировать стабильных положительных результатов, а после снятия с должности Н.С. Хрущева вопрос дальнейших работ в этом направлении и вовсе был снят с повестки.



    Модель.


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 21 апреля 2024 года          
Последняя редакция - 21 апреля 2024 года