ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-71

    В апреле 1946 года автобусный филиал ГАЗа, выпускавший автобусы ГАЗ-03-30, самосвалы ГАЗ-410 и санитарные фургоны ГАЗ-55 (официальное название "филиал ГАЗ им.Молотова по производству автобусов и самосвалов"), был выведен из состава Горьковского автозавода и преобразован в самостоятельное предприятие Горьковский автобусный завод (использовалась аббревиатура ГЗА, чтобы не дублировать уже устоявшуюся ГАЗ). Спустя месяц, в мае 1946 года, вновь образованное предприятие получило министерское распоряжение о разработке к ноябрю того же года новой модели пассажирского автобуса, которая должна была прийти на смену разработанному задолго до войны ГАЗ-03-30. Однако, поскольку штат конструкторской службы нового завода еще не был сформирован, то работой по созданию нового объекта производства для ГЗА, получившего обозначение ГАЗ-71, вынужден был заниматься Отдел главного конструктора ГАЗ.
    Единственный экземпляр автобуса ГАЗ-71, получившего капотную компоновку, был построен к ноябрьским праздникам 1947 года. Для опытного образца было использовано доработанное шасси ГАЗ-51: до 4150 мм была увеличена колесная база, а в заднюю подвеску были введены аммортизаторы и установлены менее жесткие рессоры. Каркас 25-местного кузова был изготовлен из металлического профиля (сталь или дюралюминий, в зависимости от элемента каркаса), но каркас крыши при этом по технологическим соображениям был выполнен деревянным. Для ГАЗ-71 также был спроектирован оригинальный передок с закругленной решеткой радиатора – это стилистическое решение впоследствии досталось по наследству автобусам ГЗА-651 и целому ряду других капотных автобусов, выпускавшихся различными предприятиями на базе поставлявшихся Горьковским автозаводом специализированных автобусных шасси семейства ГАЗ-51.
    По результатам опытной эксплуатации ГАЗ-71 машина была сочтена неудачной: недостаточно маневренной и недостаточно вместительной. Поэтому дальнейшие работы по созданию перспективной модели для ГЗА продолжились в двух других направлениях: разработка автобуса вагонной компоновки, приведшая к созданию ГАЗ-71В (далее – ГЗА-650), и разработка капотного автобуса классической компоновки на шасси ГАЗ-51 со стандартной колесной базой (ГЗА-651).

    Интересно отметить, что индекс ГАЗ-71 был использован для автобуса Горьковским автозаводом повторно – ранее этот индекс принадлежал 76-мм штурмовой САУ (она же – СУ-71), разработанной на ГАЗе в 1942 году. Да и впоследствии индекс ГАЗ-71 использовался еще минимум трижды: как уже было сказано выше, в 1948 году этот индекс получил автобус ГАЗ-71В ("В" – "вагонной компоновки"), предтеча будущего ПАЗ-652. Затем в 1951 году этот индекс отчего-то был присвоен при переименовании автобусу ЛО-5, выпускавшемуся Тосненским авторемонтным заводом на удлиненном, по аналогичной горьковской машине концепции, шасси ГАЗ-51. И, наконец, в 1960-ых годах этот индекс был еще раз использован самим ГАЗом для плавающего гусеничного снегоболотохода ГАЗ-71 (ГТ-СМ), серийный выпуск которого был начат в 1968 году.



    Модель.


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 03 сентября 2023 года          
Последняя редакция - 03 сентября 2023 года