К междуведомственным испытаниям автопоездов с бортовыми тягачами ГАЗ-53-05 в 1966 году были подготовлены две модели прицепов, спроектированные по единому техзаданию: ГАЗ-711 конструкции КЭО ГАЗ и ГКБ-816 разработки Головного КБ по прицепам (г.Балашов Саратовской области). Соответственно, они имели близкие массогабаритные показатели и одинаковую компоновку (мосты на рессорной подвеске с односкатными колесами, передний мост – на поворотном круге). Привод рабочих тормозов у них, как и у тягача, тоже был сделан пневмогидравлическим, с управлением и питанием пневматической части от тягача по двухпроводной схеме. Таким образом, в случае отрыва прицепа от тягача или повреждения соединительных шлангов колеса прицепа автоматически затормаживались.
Отличительной особенностью прицепа ГКБ-816 стало дышло, снабженное уравновешивающими пружинами – они позволяли удерживать отцепленное от тягача дышло в горизонтальном положении. А из интересных особенностей прицепа ГАЗ-711 можно назвать стояночный тормоз, который имел гидравлический привод и блокировал сразу и передние, и задние колеса.
Междуведомственные испытания тягачей ГАЗ-53-05 и прицепов ГАЗ-711 и ГКБ-816 продлились с 11 июня 1966 по 20 августа 1967 года. За это время автопоезда были опробованы на горных серпантинах Крыма, грунтовках Горьковской области, спецдорогах автополигона НАМИ (булыжной и бетонной), а также прошли цикл эксплуатационных испытаний в Москве и Горьком. После того, как тягачи и прицепы набрали положенные 50 тысяч километров пробега, их полностью разобрали для оценки состояния всех узлов и агрегатов. По итогам испытаний междуведомственная комиссия дала автопоезду ГАЗ-53-05 + ГКБ-816 рекомендацию к постановке на серийное производство. Правда, с оговорками о непригодности для использования на горных дорогах и об ограничении грузоподъемности тягача в случае работы с прицепом с 4 до 3 тонн (для снижения нагрузки на узлы трансмиссии и улучшения динамических качеств автопоезда).
Текст - Николай Марков |