ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-900

    С развитием отечественной реактивной военной авиации в конце 40-ых годов ХХ века резко обострилась необходимость организации масштабного выпуска и соответствующей техники связи, что было особенно важно с учетом возросших скоростей самолетов. Практика минувшей войны показала, что потери самолетов, управляемых аэродромными станциями, в три раза меньше, чем у неуправляемых. Однако, из-за недостатка производственных мощностей советская радиопромышленность не могла быстро решить задачу по увеличению выпуска радиостанций.
    Одной из площадок, рассматривавшихся правительством для организации выпуска радиостанций, стал Горьковский автомобильный завод. В войну и первые послевоенные годы на территории ГАЗа располагался авиазавод № 466, производивший двигатели для самолетов. В конце 40-ых годов авиазавод был переведен в Ленинград, но часть его специалистов осталась в Горьком. Одним из них был Иван Иванович Кобин, работавший начальником лаборатории на авиазаводе и после переведенный на ГАЗ. Тогда же он получил задание от Директора ГАЗа Г.С. Хламова разработать проект размещения на автозаводе производства мобильных аэродромных радиостанций РАС-УКВ.
    Сама радиостанция была создана в 1947-1949 годах Горьковским радиозаводом №197 им В.И. Ленина (ныне – ОАО «Нител»), имевшем опыт разработки и выпуска радиостанций еще с начала 30-ых годов. Серийный выпуск радиостанции начался в 1950 году, но требовалось масштабировать объемы выпуска кратно все возрастающим потребностям армии. К началу 1951 года проект размещения производства на ГАЗе аэродромных радиостанций был согласован с Госпланом, Госснабом и профильными министерствами и одобрен И.В. Сталиным. Контроль за исполнением соответствующего Постановления был возложен на Л.П. Берию.
    Приказом директора завода Г.А. Веденяпина (сменившем в 1950 году Г.С. Хламова, занявшего пост Министра автомобильной и тракторной промышленности СССР) в начале 1952 года было образовано производство «ГАЗ-900» с особой структурой управления. Начальником управления был назначен А.М. Сафонов.

    Радиостанция РАС-УКВ предназначалась для обеспечения безпоисковой и безподстроечной телефонной радиосвязи наземных радиостанций с самолетами истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации ВВС, а также для наземной радиосвязи между штабами авиационных дивизий и полков. Связь осуществлялась в ультракоротковолновом диапазоне, с использованием симплексного и полудуплексного режимов работы. Аппаратура связи монтировалась в кузова типа «Чернослив», поставляемые Шумерлинским деревообрабатывающим заводом. В качестве шасси использовались выпускавшиеся заводом им.Сталина ЗИС-151. Часть имущества радиостанции перевозилась в прицепах ГАЗ-901, поставлявшихся филиалом ЗИСа – заводом ШААЗИС (г.Шадринск, Курганская область). По сути, в данном случае ГАЗ являлся сборочным производством, осуществляя на своих площадях монтаж кузовов с оборудованием на шасси стороннего производителя и сдавая готовое изделие военной приемке.
    Первые два ГАЗ-900 были сданы заказчику уже в начале 1952 года, правда, это произошло еще на территории радиозавода им.Ленина. К 1955 году производство выпускало уже до сотни изделий ГАЗ-900, что превышало темп выпуска на заводе №197 примерно в 10 раз. И в этом же году начал серьезно обсуждаться вопрос о создании отдельного завода по изготовлению РАС-УКВ. В конечном итоге, в качестве площадки для производства был определен Владимирский завод «Электроприбор».
    24 февраля 1956 года Министр автомобильной промышленности Строкин Н.И. назначил Главным инженером завода «Электроприбор» И.И. Кобина, занимавшего до этого должность Главного технолога производства ГАЗ-900. А уже 10 апреля 1956 года министр подписал Приказ №31 «О переводе производства радиостанций РАС-УКВМ с Горьковского автозавода на завод «Электроприбор»:
    «Во исполнение распоряжений Совета Министров от 28.07.1953 №9873 и от 28.09.1954 года №10825 для осуществления дальнейшей специализации завода «Электроприбор» приказываю:
    1. Начальнику Глававтоприбора т. Житкову А.А., директору «Электроприбора» Тюкову П.П.
        а) доработать конструкцию радиостанций и с 1 октября начать их серийный выпуск в соответствии с Государственным планом;
        б) командировать на ГАЗ 200 человек рабочих и ИТР для технического обучения сроком на 1 месяц.
    2. Директору ГАЗа Сазонову
        а) передать к 15.04.56 г доводку образцов всех разрабатываемых вариантов радиостанции РАС-УКВМ и имеющуюся техническую документацию заводу «Электроприбор»;
        б) перевести в установленном порядке на завод «Электроприбор» на постоянную работу с 15.04.56 г конструкторов ОКБ ГАЗ-900 и ИТР, занятых производством радиостанции РАС-УКВ.
    3. Директору ГАЗа т. Сазонову
        а) в срок до 01.09.56 г закончить выполнение годового плана по производству радиостанций РАС-УКВ и передать заводу «Электроприбор»:
        - все основное и вспомогательное оборудование, а также инструмент в соответствии с технологией в срок до 15.09.56 г.;
        - оборудование заготовительных цехов (металлорежущее, прессовое и т.д.) в срок до 1.09.56 г. - оборудование сборочных и отделочных цехов (конвейеры, кранбалки, контрольную аппаратуру, стенды, окрасочные камеры и т. д.) до 1.10.56 г.;
        - инструмент в объѐме не менее квартальной потребности до 1.09.56 г.
        б) поставить заводу «Электроприбор» комплект деталей радиостанций РАС-УКВ, предусмотренных к применению в РАС-УКВМ в объеме квартальной потребности;
        в) спроектировать и изготовить 10 крупных и 40 средних штампов и передать один комплект сварочной оснастки;
        г) поставить чугунное литье и поковки.»



    Модель.


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 21 августа 2020 года          
Последняя редакция - 21 августа 2020 года