В 1934 году Горьковским автозаводом для собственных нужд был разработан внутризаводской тягач на базе агрегатов ГАЗ-А, призванный оптимизировать внутренние грузоперевозки в периметре предприятия, включая заводские цеха.
Базовое шасси ГАЗ-А было подвергнуто существенным изменения. Для уменьшения радиуса поворота была укорочена до 1,6 метра колесная база, а для компактности автомобиля его колея была уменьшена до 1 метра. Благодаря этому, радиус поворота по наружному переднему колесу составил 3 метра, а по внутреннему заднему - 1,5 метра. Для улучшения устойчивости тягача был понижен его центр тяжести за счет применения передних катков малого диаметра (вместо стандартных колес) и соответствующего изменения конструкции задней части рамы (колеса на ведущем мосту остались стандартные - от ГАЗ-А). Клиренс машины теперь составлял 150 мм, что было вполне достаточно для передвижения по заводской территории. Соответственно изменению колеи были укорочены рессоры, а для мягкости еще и облегчены - передняя на 4 листа и задняя на три. Для увеличения сцепного веса над задним мостом был укреплен балласт весом 150 кг. В соответствии с уменьшением длины и ширины тягача, под новые габариты были изменены капот, крылья, подножки, бензобак. Коробка передач и главная передача были оставлены стандартными, но на двигателе был установлен регулятор, ограничивающий до 35 км/ч скорость движения на третьей передаче.
Тягач мог буксировать до трех прицепов грузоподъемностью 1 тонна каждый. В шасси прицепа также были использованы детали легкового ГАЗ-А. В качестве колес на прицепах были использованы те же катки, что и на передней оси тягача, при этом каждая ось была подрессорена. Буксировка прицепов производилась при помощи специального дышла, конструкция которого позволяла быстро сцеплять и расцеплять тележки. Грузовая платформа тележки была оборудована четырьмя откидывающимися бортами.
В 1934 году были построены три опытных тягача, а в 1935 году Экспериментальным цехом и Отделом восстановленных деталей ГАЗа была построена первая партия (в том числе и из отбракованных деталей) из тридцати таких автопоездов. Новый вид технологического транспорта оказался настолько востребованным, что автозавод приступил к серийному выпуску таких машин. В 1936 году было построено 549 таких тягачей, из которых на заводе остались 358 единиц, а 191 были поставлены другим предприятиям.
В связи с прекращением выпуска ГАЗ-А был прекращен и выпуск внутризаводских тягачей на его базе. После небольшого перерыва был разработан и начал выпускаться новый внутризаводской тягач - ГАЗ-905, созданный на этот раз на базе грузовика ГАЗ-АА. |