ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-ММ

Довоенные ГАЗ-ММ внешне были неотличимы от ГАЗ-АА.

Максимально упрощенная комплектация ГАЗ-ММ-91-120 второй половины 1942 года.

Комплектация ГАЗ-ММ-86-120, 1943 год.

Послевоенные ГАЗ-ММ, горьковской сборки.

    Несмотря на некоторую модернизацию конструкции Ford-AA перед ее запуском в производство в Горьком, все же было очевидно, что необходимы более радикальные изменения в конструкции машины. Еще в 1934 году было понятно, что необходимо улучшать в будущем преемнике ГАЗ-АА – прежде всего, нужны были новые подвеска и рама, новый двигатель и новая кабина. Но если разработать и освоить на смену ГАЗ-А легковой ГАЗ-М1 в течение срока действия соглашения с Фордом успели, то вопрос с новым грузовиком из-за расторжения соглашения остался нерешенным.
    В 1936 году для ГАЗ-М1 был освоен в производстве новый 50-сильный двигатель ГАЗ-М. К этому же времени относится и появление первых экспериментальных ГАЗ-АА, оснащенным этим мотором, однако для производства двигателя ГАЗ-М еще и для «полуторки» у завода уже не хватало производственных возможностей. Часть «полуторок» серийно стала оснащаться новым двигателем лишь в 1938 году – из 52.924 выпущенных, 23.256 машин получили двигатель ГАЗ-М. В 1939 году «полуторок» было выпущено чуть больше, но с двигателем ГАЗ-М всего 21.954 машины – даже меньше, чем годом раньше. Параллельный выпуск ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ продолжался до 1941 года и полностью ГАЗ-ММ занял конвейер только к 1942 году, когда выпуск легковых машин на ГАЗе был фактически прекращен. Естественно, и модернизировались все это время эти две модификации – ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ – одинаково.
    «Грузовая» версия мотора ГАЗ-М отличалась четырехлопастным вентилятором (на «эмку» устанавливались двухлопастные») и отсутствием глушителя шума всасывания. Помимо нового для себя двигателя, «полуторки» получили и четырехскоростную коробку передач. Других отличий от ГАЗ-АА не имелось. Несмотря на идущую с советских времен традицию считать ГАЗ-ММ модернизацией ГАЗ-АА, с позиций сегодняшнего дня ГАЗ-ММ может считаться лишь модификацией ГАЗ-АА, оснащенной иным силовым агрегатом, поскольку других изменений в конструкции машины внесено не было. Собственно, по этой причине в истории не сохранилось и явной даты выпуска «новой» модели, так как и сам Горьковский автозавод не считал ГАЗ-ММ таковой, не выделяя в явном виде в заводской статистике автомобили ГАЗ-ММ и ГАЗ-АА. Существовавшие изначально порознь ОСТы на ГАЗ-АА (ОСТ 26008) и на ГАЗ-ММ (ОСТ 26010) даже были объединены в 1940 году в единый документ ГОСТ-52-40 «Автомобили грузовые ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Технические условия», где указывались лишь отличия по двигателю двух этих модификаций.
    Значительная часть ГАЗ-ММ была выпущена в годы войны. И если в 1941 году это были внешне те же довоенные автомобили, то уже в первой половине 1942 года из-за нехватки металла машина разительно упрощается. Вместо стальной закрытой кабины с дверями появляется упрощенная без дверей, с косыми боковинами, призванными удерживать водителя и пассажира от падения, и с брезентовыми пологами. Сверху и снизу кабина покрывается брезентом. Ветровое стекло теперь состоит из двух половинок, которые легко можно было заменить при необходимости. Из конструкции исключены передние тормозные механизмы и привод к ним. Пересмотрена конструкция грузовой платформы – теперь откидывается только задний борт. Используются простые Г-образной формы передние крылья, а подножка изготавливается из дерева. Для освещения оставлена только левая фара, а вместо буфера используется небольшая труба. Такой вариант комплектации автомобиля получил обозначение «ГАЗ-ММ-91-120».
    В начале 1943 года на автомобиль вернулась вторая фара и появилась упрощенная деревянная кабина (комплектация получила наименование ГАЗ-ММ-86-120) с раздвижными окнами в дверях. Далее в конструкцию постепенно стали возвращаться исключенные из нее ранее детали и узлы и к концу войны «полуторка» почти обрела свой первоначальный вид. Из наследия военных лет до самого конца выпуска останутся гнутые Г-образные крылья и дерматиновая крыши. К концу войны ГАЗ был занят подготовкой производства автомобилей нового поколения – ГАЗ-51 и ГАЗ-М20 «Победа» – и текущей модернизацией «полуторки» уже не занимался.
    В конце 1944 года было принято решение о переводе производства ГАЗ-ММ с Горьковского на Ульяновский автомобильный завод. Осенью 1945 года на строящуюся площадку нового завода в Ульяновске было отправлено большое количество технологического и вспомогательного оборудования из Горького, а также приехала большая группа специалистов автомобильного производства. Начиная с 1947 года выпуск ГАЗ-ММ был налажен на Ульяновском автозаводе из поставлявшихся с ГАЗа машинокомплектов, но вскоре в Ульяновске был налажен и полный цикл производства «полуторки».
    Последний ГАЗ-ММ сошел с горьковского конвейера 10 октября 1949 года, а оставшийся задел деталей на четыре тысячи машинокомплектов «полуторок» был передан на новообразованный Горьковский автобусный завод, который с первого квартала 1950 года самостоятельно стал собирать еще и шасси для своих служебных автобусов ГАЗ-03-30, санитарок ГАЗ-55 и самосвалов ГАЗ-410.
    Выпуск ГАЗ-ММ на УАЗе был завершен в 1951 году.



    Первая модель ГАЗ-ММ в упрощенной комплектации ГАЗ-ММ-91-120 вышла в ноябре 2014 года у бренда "Наш Автопром". Как и остальные модели семейства ГАЗ-АА этого бренда, разработка модели и ее выпуск были осуществлены силами компании Hongwell. Нелишне будет указать, что эта модель в рамках унификации получила стандартный кузов довоенной "полуторки". Нельзя сказать, что таких машин не существовало, но аутентичнее модель выглядела бы со своим собственным бортовым упрощенным кузовов, у которого откидывался только задний борт.


    В январе 2018 года аналогичная модель упрощенного ГАЗ-ММ-91-120 вышла в журнальной серии "Автолегенды СССР" издательства DeAgostini. Для модели были спроектированы новые литьевые формы, благодаря чему модель стала выглядеть более соответствующей прототипу, нежели вышедшая шестью годами ранее в этой же серии модель довоенной "полуторки". А важной отличительной особенностью от модели "Нашего Автопрома" стал оригинальный кузов упрощенной конструкции.


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 29 июня 2007 года          
Последняя редакция - 05 ноября 2023 года