Для поиска возможности уверенного движения обычного грузового автомобиля ГАЗ-АА по рыхлому снегу неограниченной глубины по предложению бывшего работника КЭО ГАЗ, старшего сержанта С.С. Строева в январе 1942 года был изготовлен опытный снегоход ГАЗ-СХ ("Изделие 17С") с лыжно-гусеничным движителем системы выдающегося русского ученого и изобретателя С.С. Неждановского (1850-1940г.г.).
Движитель Неждановского представлял собой две несущие лыжи коробчатого сечения, каждая шириной 375 мм, шарнирно (через опоры с подшипниками), крепившиеся к ступицам задних ведущих колес автомобиля, с которых предварительно сняты шины, но одеты сдвоенные 11-зубые ведущие звездочки для привода тянущих цепей. По бокам несущей части лыжи были установлены четыре сдвоенных опорных катка, крайние из которых одновременно выполняли роль ленивцев и имели натяжные устройства. Двойные редкозвенчатые цепи гусениц с поперечными пластинами шириной 57 мм из полосовой рессорной стали, расположенными вертикально в виде лопаток с шагом 196 мм, охватывали ведущие звездочки и огибали снизу лыжи по их опорным каткам и ленивцам, образуя кинематические треугольники. Таким образом, осевая нагрузка машины передавалась через обе лыжи на снег и спрессовывала его в замкнутом контуре между тянущими боковыми пластинами и поперечными лопатками гусениц. Надежное движение машины осуществлялось отталкиванием лопаток гусениц от уплотненного под лыжами в виде формованных "кирпичей" верхнего слоя снега, мгновенно смерзавшегося и хорошо работавшего на срез и смятие.
При движении по рыхлому снегу опорные катки почти никакой нагрузки не несли, только направляя своими ребордами движение тянущих цепей. При движении по твердому грунту или льду они воспринимали всю нагрузку как от массы самой машины, так и от боковых сил, возникающих в поворотах.
В конструкции движителя Неждановского полностью отсутствовали резиновые элементы, обычно плохо работающие на деформацию при низких температорах. На передние управляемые колеса надевались металлические лыжи 60-105200 от полугусеничного вездехода ГАЗ-60. Удельное давление на снег гусеничных движителей составляло 0,086 кгс/кв.см без груза и 0,138 кгс/кв.см с грузом 1000 кг. Вся установка могла быть смонтирована на стандартном автомобиле за 2-3 часа.
Испытания снегохода ГАЗ-СХ пробегом 540 км, проведенные в феврале-апреле 1942 года, показали, что он совершенно свободно движется по снежной полевой и лесной целине глубиной до двух метров, а также по заснеженной пересеченной местности с преодолением значительных подъемов и 2,5-метровых завалов. Особенно легко и уверенно автомобиль шел по свежевыпавшему глубокому снегу, обычно труднопроходимому другими видами транспорта. По укатанной снежной дороге ГАЗ-СХ также передвигался свободно. Однако на льду гусеницы скользили и движение становилось почти невозможным. Преодоление коротких участков асфальта, булыжной мостовой и весенней грязи было возможно, но на малых скоростях с большим сопротивлением перемещению и повышенным износом гусениц и катков. Это еще раз подтвердило сезонность использования движителя Неждановского и целесообразность его применения только на рыхлом снегу с температурой не выше -3°, независимо от глубины. Тяжелый талый снег уже резко увеличивал сопротивление движению и затруднял управление. Удельное давление тоже не должно было превышать определенной величины (С.С. Неждановский в свое время рекомендовал не более 0,05 кгс/кв.см), чем иногда по незнанию пренебрегали с последующими отрицательными последствиями.
Не был этот движитель и универсальным, пригодным для любого пути, каким его хотели видеть. И самое главное - он был не так прост и требовал грамотного и очень культурного конструкторского оформления. Тем не менее, остроумная, даже красивая, технически безупречная идея движителя Неждановского постоянно привлекала к нему внимание создателей вездеходов. Можно даже говорить об увлечении им - разные модификации движителя в разное время в экспериментальных целях устанавливались на танки Т-60 и Т-70, бронеавтомобиль БА-64, вездеходы ГАЗ-69 и ГАЗ-66.
Текст - Евгений Прочко |