Весьма необычна история создания автомобилей семейства "Тигр".
Сам проект родился в начале 1999 года, когда Военное министерство Объединенных Арабских Эмиратов выдало заказ на постройку многоцелевой армейской машины. Для ее проектирования было создано конструкторское бюро King Abdullah II & Development Bureau (при том, что собственной автомобилестроительной промышленностью ОАЭ не располагают!), костяк которого составили конструкторы ОАО "ГАЗ" и нижегородской инжиниринговой фирмы "ПКТ" ("Промышленные компьютерные технологии"; английский вариант названия - ICT - Industrial Computer's Technologies), которая, в свою очередь, является дочерней структурой "ГАЗа". Формальным заказчиком проекта выступала многопрофильная фирма Bin Jabr Group Ltd., половина акций которой также принадлежит "ГАЗу". По некоторым сведениям, проект полностью был оплачен арабским заказчиком.
Идею создания "TIGER" предложила компания Bin Jabr Group Ltd. Согласно полученному техзаданию, автомобиль должен был удовлетворять самым высоким требованиям по рациональному дизайну как внешних форм, так и интерьеру для такого класса автомобилей. По технологическим параметрам автомобиль должен был обладать хорошей технологичностью при серийном производстве, достаточно простой конструкцией узлов и агрегатов, высокой надежностью при эксплуатации в тяжелых условиях пустыни при температуре до +50 С, способностью преодолевать сложнейшие песчаные барханы с углом въезда и съезда 52 градуса, преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 метра. Вместе с тем, условия для пассажиров в салоне должны были быть на уровне легкового автомобиля среднего класса, т.е. автомобиль должен быть многофункциональным. ICT выполнила проект для BJG совместно с ОАО "ГАЗ", ОАО "АМЗ", ОАО "СОКОЛ", Проект включал следующие стадии: разработка стиля, разработка конструкции и изготовление 3-х образцов (изготовление осуществлялось на "ГАЗе"). В проекте были использованы агрегаты мировых производителей двигателей и трансмиссий и отечественных заводов-изготовителей автомобильных компонентов. В работе были использованы узлы от БТР-80 и многоцелевого бронированного автомобиля "Водник". Так завершился первый этап долгосрочного сотрудничества ICT с первым иностранным заказчиком.
На проходившей с 18 по 22 марта 2001 года в Абу-Даби (ОАЭ) международной выставке вооружений IDEX-2001 настоящей сенсацией стал армейский джип Tiger вооруженных сил ОАЭ. На выставке были представлены три автомобиля Tiger. Автомобили имели единую платформу, но три разных кузова. Рядом с именем Tiger ("Тигр") соседствовала аббревиатура HMTV (High Mobility Transportation Vehicle — высокомобильное транспортное средство). Автомобили заказчику понравились, но дальше что-то не сложилось. Далее контракт предусматривал проведение полномасштабных шестимесячных испытаний в Арабских Эмиратах (предполагалось, что их будут проводить как специалисты BJG, так и представители ГАЗа), но здесь-то все и застопорилось... Господин Соуэйди бен Джабр (владелец фирмы BJG) по каким-то причинам утратил интерес к проекту. А поскольку срок действия контракта подошел к концу, автозаводцы решили действовать самостоятельно. Все дальнейшие работы финансировались за счет собственных средств Горьковского автозавода, и на сегодняшний день права на техническую документацию и промышленные образцы полностью принадлежат нижегородцам.
Таким образом у горьковчан практически бесплатно появился столь выдающийся автомобиль. Понимая, что такой внедорожник может пользоваться спросом не только в ОАЭ, на заводе собрали несколько автомобилей второй серии — с облагороженной внешностью и интерьером. Именно они с индексом ГАЗ-2975 и названием "Тигр" и были представлены на московском автосалоне "МИМС-2002".
Впоследствии, при сертификации, семейству "Тигр" был присвоен индекс ГАЗ-2330. Примечательно, что эти автомобили сертифицированы как грузовики! |