Проектирование нового санитарного автомобиля, который должен был прийти на смену ГАЗ-55, было начато на недавно образованном Горьковском автобусном заводе в 1949 году (в апреле 1946 года автобусный филиал ГАЗа был выведен из состава Горьковского автозавода и преобразован в самостоятельное предприятие Горьковский автобусный завод с использованием аббревиатуры ГЗА, чтобы не дублировать уже устоявшуюся аббревиатуру ГАЗ). Компоновка новой санитарке в целом соответствовала ГАЗ-55, но конструкция и планировка кузова были заметно пересмотрены. Доступ в санитарный салон теперь осуществлялся не только через задние распашные двери, но и через служебную дверь по правому борту кузова. Вместимость машины стала составлять 13 сидячих больных: три человека на трехместном сиденье (с рундуком для медицинских принадлежностей под ним) у передней стенки кузова и еще десять человек на откидных сиденьях вдоль бортов. В случае перевозки лежачих больных вместимость машины уменьшалась до семи человек – те же три человека на сиденье у передней стенки и еще четверо на носилках, боковые сиденья в этом случае не использовались.
Кузов машины в основе своей имел деревянный каркас, обшитый листовым металлом снаружи и фанерой изнутри. Каркас крыши кузова, как и крыши кабины, обтягивался брезентом и пропитывался водоотталкивающим составом. По обеим сторонам кузова были предусмотрены подножки, зрительно объединявшие переднее и заднее крылья. Подножкой по правому борту пользовались по прямому ее назначению, для посадки людей, а на левой подножке, ближе к заднему колесу заводом устанавливался ящик для инструмента.
Для ГЗА-653 Горьковским автозаводом было разработано специальное шасси ГАЗ-51К, получившее ряд отличий от базового грузовика – шасси не комплектовалось подножками, задним окном кабины, буксирным крюком, задним фонарем и держателем запасного колеса, но оборудовался отопителем, четырьмя амортизаторами в передней и задней подвеске и более мягкими рессорами. Несмотря на внешнее сходство со стандартной кабиной ГАЗ-51 тех лет, кабина ГЗА-653 все же несколько отличалась: были несколько изменены двери и боковины, появилась более высокая крыша с вмонтированными по ее передним углам двумя сигнальными фонарями с изображением красного креста. Дополнительно по центру переднего среза крыши устанавливалась фара-прожектор. Переговоры между водителем и врачебным персоналом, сопровождавшем больных в салоне, при необходимости осуществлялись через небольшого размера сдвижное окошко, которое устанавливалось на месте заднего окна кабины. В отличие от базового грузовика, ГЗА-653 комплектовались двумя стеклоочистителями (грузовой ГАЗ-51 получил второй стеклоочиститель лишь в первой половине 50-ых годов). Отопление санитарного салона осуществлялось по специальному воздуховоду, идущему от установленного в кабине под панелью приборов с правой стороны отопителя. Подача теплого воздуха в воздуховод осуществлялась при помощи электровентилятора.
В декабре 1949 года были изготовлены три опытных образца ГЗА-653 – два на шасси ГАЗ-51 и один на полноприводном шасси ГАЗ-63. Испытания машины проходили как у военных, так и у гражданских медиков в Горьком и по итогам испытаний рекомендацию к серийному производству получил неполноприводный вариант.
Серийный выпуск ГЗА-653 был начат с начала 1951 года. Первое время выпуск носил, по сути, штучный характер, а конвейерная сборка была организована лишь во втором квартале 1951 года. Выпуск ГЗА-653 продолжался до июля 1952 года, причем последние полгода выпуск шел на том же самом предприятии, но уже перепрофилированном под выпуск аппаратуры связи – в декабре 1951 года Горьковский завод автобусов был передан в ведение Министерства промышленности средств связи и переименован в Завод №642.
Всего Горьковским автобусным заводом за период январь 1951 – июль 1952 годов было выпущено 3415 санитарных автомобилей ГЗА-653. В дальнейшем выпуск ГЗА-653 был передан на Павловский автобусный завод, где модернизированный автомобиль выпускался под именем ПАЗ-653. |