В ноябре-декабре 1950 года по техническим условиям Главкурортторга Горьковский автобусный завод изготовил для эксплуатации в курортных районах СССР партию из десяти автобусов открытого типа ГЗА-654. Кузов автобуса-фаэтона имел оригинальную конструкцию, разработанную заказчиком, и, вероятно, из-за малого размера партии, заводом его унификация с кузовом осваивавшегося параллельно ГЗА-651 не проводилась. Как и ГЗА-651, машина была построена на адаптированном для автобусов шасси ГАЗ-51И. Также ГЗА-654 получили аналогичные примененным на ГЗА-651 капот, боковины и облицовку радиатора автобусного типа (такой передок для комплектования автобусных шасси получил отдельное обозначение ГАЗ-81Е), но моторный щит и рамка ветрового стекла были заимствованы от стандартного грузовика.
Вместимость кузова ГЗА-654 составляла 21 человек, не считая водителя. Один пассажир (это мог быть и экскурсовод) размещался на одноместном сиденье спереди рядом с водителем. Помимо личного сиденья, еще одной привилегией этого места стала индивидуальная дверь, такая же как у водителя. Остальные 20 пассажиров размещались в пассажирском салоне. Для доступа к первому и второму ряду сидений были предусмотрены двери в правом борту для каждого из этих рядов, а для доступа на последний и предпоследний ряд (сиденья которого, из-за их размещения над колесными нишами, были развернуты спинками к бортам кузова) предназначалась дверь, расположенная позади заднего моста. Хотя двери для доступа в кузов были расположены только по правому борту, подножки для симметрии были предусмотрены по обеим сторонам кузова. Для защиты пассажиров от осадков над кузовом на дугах натягивался съемный тент, вторая и третья дуги которого были изогнуты наружу, за габариты кузова, чтобы увеличить прикрываемую тентом площадь.
ГЗА-654 эксплуатировались в Абхазской АССР на экскурсионных маршрутах к озеру Рица до начала 1960-ых годов. |