ИжАвто

ИЖ-21251 "Комби"

опытные ИЖ-21251,
1976 год

обращают на себя внимание дверные ручки, расположенные в поясной линии автомобиля, как это было сделано на машинах семейства "Москвич-2140"

серийные ИЖ-21251
выпуск 1978-1982 годов

серийные ИЖ-21251
после 1982 года

помимо нового оформления передка автомобиля, появились и травмобезопасные дверные ручки, вдобавок сместившиеся ниже поясной линии автомобиля

ИЖ-21251SL
1986 год

    В течение пяти лет «ИЖ-Комби» выпускался без значительных изменений конструкции и не обзаводился модификациями. Поэтапная модернизация всей линейки ижевских автомобилей продолжилась в 1977 году изменениями в системе охлаждения – внедрение закрытого контура с расширительным бачком позволило использовать в ней антифриз. Годом позже изменения коснулись и тормозной системы – она стала двухконтурной, с раздельным приводом на передние и задние колеса и устройством, сигнализирующим об отказе любого из контуров, а гидровакуумный усилитель уступил место вакуумному, с главным цилиндром типа «тандем». Гидропривод задних тормозов получил предотвращающий блокировку регулятор давления. Эти изменения, в свою очередь, потребовали изменения моторного щита. Автомобили с двухконтурной тормозной системой получили обозначение ИЖ-21251. Появилась и новая облицовка радиатора – уже черная, но фары по-прежнему еще устанавливались прямоугольные.
    В 1982 году «ИЖ-Комби» подвергся общему для всех ижевских моделей рестайлингу, обзаведясь новым передком с круглыми фарами, разработанным еще в начале 70-х годов для ИЖ-14. Поскольку вакуумный усилитель, передние дисковые тормоза и двухконтурная тормозная система с 1980-1981 годов устанавливались уже на все ижевские автомобили, необходимость отмечать этот факт в индексе модификации отпала, и лишняя единичка в конце цифрового обозначения «ИЖ-Комби» с 1982 года указывала именно на рестайлинг, тем более, что с иным оформлением передка машины больше и не производились.
    В ходе модернизации ряд изменений был внесен и в конструкцию ижевских машин. Применение закрытых подшипников полуосей избавило владельцев от хлопотной процедуры смазки этих узлов, а фосфатирование шестерен редуктора и дифференциала позволило использовать в заднем мосту «жигулевское» трансмиссионное масло ТАД-17.
    В салоне появились более удобные передние сиденья с подголовниками и аналогичными вазовским механизмами регулировки. Переключатель света фар наконец переехал с пола на рулевую колонку. Рукоятка управления дворниками по-прежнему располагалась на панели приборов, но зато с помощью этого незатейливого переключателя водитель мог выбрать один из пяти режимов работы стеклоочистителя и управлять стеклоомывателем.
    Новые замки дверей повлекли за собой новые травмобезопасные дверные ручки современного дизайна. Была усовершенствована система запирания лючка бензобака: теперь для того, чтобы откинуть защищающую его консоль, к которой крепился задний ГРЗ, не нужно было открывать крышку багажника – прямоугольный щиток на задней панели кузова, прикрывающий эту горловину, на «ижах» образца 1982 года фиксировался поворотным флажком замка.
    Главным объектом фейслифтинга стал передок машины. Изменение формы капота и торцов передних крыльев позволило избавиться от характернейшего москвичовского «карниза» – важного имиджеобразующего элемента передней панели, ранее довлеющего над всем оперением. В результате стало возможным использование более мягких линий, примиряющих устаревший в целом дизайн с трендами тех лет. «Выражение лица» автомобиля формировала новая зачерненная облицовка радиатора, решенная в одном ключе с окладами круглых фар и вертикально расположенных по краям подфарников, разделенных на «габариты» и поворотники.
    Следует отметить, что изначально задумывались несколько вариантов исполнения элементов передка. Так, облицовка в ряде версий могла быть хромированной, а на коммерческих модификациях – окрашенной в цвет кузова. Кроме того, ее стилевое решение допускало использование прямоугольных фар и даже щеточных фароочистителей. Однако со временем всё свелось к описанному выше «бюджетному» варианту – обновленный «Комби» вынужден был довольствоваться обычной круглой оптикой в стандартном обрамлении.
    Крышу ИЖ-21251 в целях экономии металла начали делать из более тонкого листа (0,7 вместо 0,8 мм), и для увеличения жесткости в ней появились две продольные подштамповки.
    Помимо внешних обновлений, в 1982 году была проведена и модернизация электрооборудования, следствием которой стали новый блок плавких предохранителей и двухголосый звуковой сигнал.
    Последним этапом обновления экстерьера всей линейки ижевских машин стал отказ от форточек передних дверей. Это произошло примерно в 1985 году. На седанах и фургонах зеркала заднего вида вскоре переместились с крыльев в пластиковые уголки в передней части окон передних дверей, но «ИЖ-Комби» по-прежнему довольствовался зеркалами на кронштейнах. Правда, через некоторое время после отказа от форточек они переехали с передних крыльев на передние двери.
    Последним штрихом рестайлинга ИЖ-21251 стал новый шильдик на задней двери – вместо надписи «ИЖ 1500» появилась надпись «КОМБИ».

    Пару раз ижевские дизайнеры предпринимали попытки осовременить «Комби» «малой кровью». В 1985 году на открывшейся на ВДНХ выставке «Ижмашу – 60 лет» был представлен опытный образец «ИЖ-Комби SL». Кроме эффектного буквенного обозначения, ижевский прототип позаимствовал у одноименного «Москвича-2140SL» массивные бамперы сложной конфигурации и колесные диски с небольшими черными пластиковыми колпаками, а в рестайлинговый передок вместо круглых фар были установлены прямоугольные фары завода FER, как это и было изначально у ИЖ-2125. Еще одной новацией стало появление спойлера на задней двери. Этот эксперимент ограничился единственным опытным образцом.
    Вторая попытка скорректировать внешность «ИЖ-Комби» пришлась на рубеж восьмидесятых-девяностых годов ХХ века. Одновременно с разработкой и освоением производства пластиковых деталей грузопассажирского отсека ИЖ-27156 попытались придумать и новую облицовку радиатора. В 1991 году свет увидела немногочисленная партия ИЖ-21251 с металлическими «очками» вокруг круглых фар и черным пластиковым «грилем» облицовки, а также полностью черными бамперами.

    Остается добавить, что после 1982 года на часть «Комби» начали устанавливать дефорсированный до 67 л.с. двигатель УЗАМ-412ДЭ, а в последние два года производства единичные экземпляры ИЖ-21251 комплектовались моторами объемом 1,6 и 1,7 литра и 5-ступенчатой КПП.

Текст - Константин Андреев


    Модель ИЖ-21251 увидела свет в начале апреля 2014 года в рамках журнальной серии "Автолегенды СССР" издательства DeAgostini.


К другой продукции ИжАвто               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 15 мая 2021 года года          
Последняя редакция - 15 мая 2021 года