В 1970 году пост главного конструктора ИжМаша занял Владимир Арамаисович Абрамян. Именно под его руководством велись работы по созданию «коммерческих» модификаций «Москвич-412», уже освоенного к тому времени в Ижевске. Вначале были построены два опытных образца на базе фургона «Москвич-434», у одного из которых вместо спиленной до уровня колесных арок верхней половины грузового отсека была установлена закрытая грузовая надстройка (ИЖ-6Ф), а у другого – открытая бортовая платформа (ИЖ-6Г).
Проведенные с апреля по июнь 1970 года на полигоне НАМИ испытания подтвердили большее удобство в эксплуатации подобных модификаций по отношению к фургону «Москвич-434». Вместе с тем, в ходе испытаний были отмечены заметно возросший расход топлива, а также резкое ухудшение скоростных и динамических показателей у обоих «грузовичков». Управляемость автомобилей также пострадала, но все оставалась в допустимых рамках. Дальнейшие работы по настоянию технологов и экономистов велись в направлении максимальной унификации грузовых моделей с базовой легковой машиной и использовании технологичных штампованных деталей для грузового отделения. Благодаря такому подходу габариты грузового отделения грузопассажирских ИЖей не превышали таковые (прежде всего, ширину кузова) у «Москвича-412»,что позволило выпускать их на общих конвейерных линиях.
В итоге появилось мини-семейство легких грузовичков на базе «Москвич-412», получившее первоначально обозначение ИЖ-1500гр («гр» – «грузовой»), включавшее в себя пикап и фургон. Причем цельнометаллическая надстройка фургона крепилась к кузову болтами, что давало возможность при необходимости снимать кузов и использовать машину как пикап – такая переделка в ходе эксплуатации разрешалась непосредственно ИжМашем и вопросов со стороны ГАИ, как правило, не вызывала. Опытные образцы новых машин были готовы к осени 1970 года.
30 октября 1970 года грузовые ИЖи были показаны руководителям Министерства оборонной промышленности (ИжМаш административно подчинялся именно этому министерству, а не Министерству автомобильной промышленности) и Председателю Совета Министров СССР А.Н. Косыгину. В тот же день демонстрация машин была проведена также для администрации и коллектива ОГК АЗЛК, являвшегося держателем технической документации на все семейство автомобилей «Москвич-412». Инженерами АЗЛК фургон был подвергнут довольно резкой критике. Отдельно было указано на снижение грузоподъемности автомобиля по сравнению с фургоном «Москвич-434» (350 кг против 400 кг), что неминуемо должно было привести к постоянной работе с перегрузкой (из-за возможности перевозить больший объем груза благодаря увеличившейся вместимости кузова) и, как следствие, преждевременному выходу из строя машины. Отмечались также возросшая парусность кузова (что делало фургон плохо управляемым при резком порыве бокового ветра), неудачное расположение задних световых приборов, необходимость изготовления новой штамповой оснастки для кузовных деталей, приводившая к разунификации изделий ИЖ и АЗЛК и общему удорожанию автомобиля.
Тем не менее, ижевские грузовички поступили на Государственные испытания, которые проходили с 4 января по 30 апреля 1971 года. По итогам испытаний новые ИЖи были рекомендованы Межведомственной комиссией к серийному производству. Примечательно, что хотя ИжМаш входил в структуру Министерства оборонной промышленности, автомобили получили индексы согласно действовавшей тогда Отраслевой нормали Министерства автомобильной промышленности: фургон получил обозначение ИЖ-2715, а пикап – ИЖ-27151. Несмотря на то, что пикап конструктивно являлся своего рода основой для фургона, появление пятой цифры в индексе пикапа указывала на то, что базовой моделью являлся именно фургон, а пикап становился лишь его модификацией.
Еще до запуска в серийное производство, конструкция автомобилей была существенно доработана с учетом замечаний московских коллег. Прежде всего, стоит отметить увеличившуюся до 400 кг грузоподъемность, что уравнивало машину в этом плане с «Москвичом-434». Боковины кузова получили горизонтальные подштамповки, увеличившие жесткость надстройки (в ходе выпуска их число было увеличено сперва на одно на кузове, потом на две, помимо этого менялась подштамповка на задних дверях), сзади появился трубчатый бампер, состоящий из трех частей (впоследствии средняя часть была исключена из конструкции), выполняющий заодно и роль подножки для доступа у кузов. Распахивающиеся более чем на 180 градусов задние двери существенно упростили доступ в кузов, особенно в дальний его конец (стоит напомнить, что до 1972 года задняя дверь московских и ижевских универсалов и фургонов была двустворчатой, створки которой открывались вверх и вниз – чтобы добраться до стенки кабины фургона, в машину приходилось чуть ли не заползать)
Конструктивно же ИЖ-2715 и ИЖ-27151 ничем, кроме кузова, от базового «Москвича-412» не отличались. Классическая компоновка с 75-сильным двигателем УЗАМ-412. Передние тормоза – дисковые, задние барабанные, вакуумный усилитель. Передняя подвеска независимая, рычажно-пружинная, задняя – зависимая на двух полуэллиптических рессорах. При этом задняя подвеска грузовых ИЖей, по сравнению с легковыми версиями, никак не усиливалась. Единственное отличие заключалось в отсутствии у рессор грузовых модификаций противоскрипных межлистовых шайб.
Внешность фургонов и пикапов была заметно проще, чем у легковых ИЖей: коммерческие модификации практически всегда комплектовались окрашенными в цвет кузова бамперами и облицовкой радиаторов (хромированные детали устанавливались крайне редко – в основном, на экспортные или выставочные исполнения), не комплектовались радиоприемником. Запасное колесо, в целях экономии пространства грузового отделения, размещалось в кабине за спинкой пассажирского сиденья, как это было еще на «Москвич-434».
Первая промышленная партия серийных «каблучков» была выпущена 20 ноября 1972 года, а всего до конца года было сдано 829 ИЖ-2715. Уже в 1975 году ежегодный объем выпуска фургонов достиг 45 000 штук. Выпуск фургона «Москвич-434», на смену которому и пришел ИЖ-2715, был прекращен ИжМашем в 1973 году, хотя на АЗЛК их выпуск продолжался еще несколько лет.
В 1982 году был начат выпуск модернизированного ИЖ-2715-01. |