ИжАвто

Москвич-408

    В ходе прошедшего в январе 1965 года совещания директоров и главных конструкторов автомобилестроительных заводов СССР, руководителей местных совнархозов, партийной и правительственной верхушки СССР был принят ряд решений об увеличении объема выпуска автомобилей в СССР. Для этого предполагалось создать новые автозаводы по выпуску легковых и грузовых автомобилей (будущие ВАЗ и КАМАЗ), провести коренную реконструкцию МЗМА и продублировать производство автомобилей «Москвич» на заводе «Ижмаш», который подчинялся Государственному комитету оборонной промышленности. Предложение о дублировании выпуска «Москвичей» исходило от Д.Ф. Устинова, занимавшего тогда пост Председателя Всесоюзного совета народного хозяйства (ВСНХ), которому подчинялись региональные совнархозы.
    Первоначально МЗМА, начинавший осваивать выпуск нового поколения «Москвичей», предложил передать в Ижевск автомобили предыдущего семейства – «Москвич-403», ресурс оснастки для выпуска которого был выработан лишь на 50%. Однако, поскольку в Ижевске предполагался выпуск до 300 тысяч машин в год, а оснастка для выпуска «Москвича-403» предполагала объем выпуска не более 100 тысяч автомобилей в год, перед ОГК МЗМА была поставлена задача готовить полный дублирующий комплект конструкторской документации и технологической оснастки на «Москвич-408».
    Официально решение об организации выпуска легковых автомобилей на Ижевском машиностроительном заводе было оформлено Приказом по Министерству оборонной промышленности (преобразовано 2 марта 1965 года из Государственного комитета оборонной техники) №86 от 25 июня 1965 года. А уже 9 июля 1965 года приказом по заводу Директора «Ижмаша» И.Ф Белобородова в составе мотоциклетного СКБ-61 была сформирована «автомобильная» группа конструкторов под руководством Н.И. Слесаренко. Еще через месяц, в августе 1965 года, группа была выделена в самостоятельное конструкторское бюро автомобилей ГКБ-88 и параллельно была усилена инженерами из других КБ завода. Также в это бюро перешли несколько инженеров проектно-технологического НИИ «Прогресс», участвовавших в разработке автомобиля «ЗИМА», базировавшегося на агрегатах «Москвича». Официальной же датой рождения Ижевского автозавода считается 21 октября 1965 года, когда вышел приказ о создании в составе «Ижмаша» автомобильного производства.
    Полученные от МЗМА мастер-макеты и мастер-модели на детали кузова Ижмаш передал компании Chausson для изготовления кузовных штампов. Стоит отметить, что Chausson делала незадолго до это кузовную оснастку и для «московских» «Москвичей-408», да и в целом фирма давно была знакома с СССР – еще со времен разработки ЗИС-101.
    Первый ижевский «Москвич-408» был собран в ночь с 11 на 12 декабря 1966 года и до конца этого года было выпущено 300 машин. Это еще не был полноценный автомобильный завод – сборка велась во временных, специально приспособленных производственных помещениях НИИ «Прогресс» (тоже подчинявшегося Министерству оборонной промышленности). Параллельно велось строительство новых корпусов автомобильного завода с полным циклом кузовного и сборочного производства. Это предприятие было введен в строй 31 октября 1970 года, при этом его производительность была определена на уровне 225 тысяч машин в год.
    Все ижевские «Москвичи-408» несли на решетке радиатора характерную литую эмблему, так называемый «Сатурн» - опоясанный кольцом круг, в который были вписаны буквы «ИЖ». Еще одной деталью, отличавшей ижевские «москвичи» от московских стали оригинальные колесные колпаки особой ступенчатой формы с заметным выступом, появившиеся в 1968 году. Кроме того, сиденья и материалы для обивки салонов своих автомобилей «Ижмаш» использовал иные, получаемые от другого поставщика.
    Выпуск «Москвич-408» был завершен в Ижевске в 1968 году. Общий тираж ижевских "Москвичей-408" составил 4.196 экземпляров.


    Модель.


К другой продукции ИжАвто               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 29 октября 2003 года          
Последняя редакция - 23 апреля 2021 года