Наряду с документацией и оснасткой для выпуска седанов «Москвич-408», в Ижевск также была передана документация и оснастка на фургоны «Москвич-433». Главный конструктор МЗМА А.Ф. Андронов рассчитывал прекратить выпуск фургонов на МЗМА после их освоения в Ижевске, что позволило бы оптимизировать производственные расходы своего предприятия и номенклатуру комплектующих, а за счет этого снизить себестоимость производимой продукции на МЗМА.
К моменту передачи в Ижевск техдокументации на семейство «Москвич-408» на МЗМА уже был создан современный и более мощный двигатель для перспективного семейства «Москвич-412». Возможности МЗМА тех лет не позволяли выпускать больше 30 тысяч новых моторов в год, поэтому рассматривались варианты постройки отдельного моторного завода, подчинявшегося бы МЗМА, в Серпухове или Мценске, но в конечном итоге производство 412-го двигателя было организовано в Уфе на моторостроительном заводе. Это предприятие занималось выпуском авиационных двигателей и для выпуска автомобильных моторов в его составе был организован отдельный п/я 100.
Серийный выпуск двигателей для «Москвича-412» был освоен в Уфе в октябре 1967 года, а уже в декабре того же года был начат выпуск новых «москвичей» ИжМашем. Примечательно, что большая часть этих 75-сильных двигателей доставалась ИжМашу, который в 1968 году смог договориться фактически за спиной МЗМА о комплектации всего своего объема производства автомобилей этими двигателями, в то время как МЗМА, разработчик двигателя, получал минимум и был вынужден продолжать выпуск устаревших маломощных седанов «Москвич-408» и других автомобилей этого семейства еще несколько лет (двигатели для «Москвич-408» МЗМА выпускал самостоятельно).
В октябре 1968 года в Ижевске был начат и выпуск фургонов «Москвич-434», внешне отличавшихся от своих московских собратьев ижевской решеткой радиатора и ижевскими же оригинальными колесными колпаками. Задние двери на большей части выпущенных в Ижевске фургонов «Москвич-434», как и у московских машин, состояли из двух половин, откидывающихся вверх и вниз – цельная одностворчатая, открывающаяся вверх, задняя дверь появилась только во второй половине 1972 года.
Понемногу наращивая выпуск, в 1971 году ИжМаш выпустил 15.004 фургона «Москвич-434», в 1972 – уже 17.221 фургон, а в 1973 году, в связи с освоением в производстве нового фургона ИЖ-2715, были выпущены последние 1.729 ижевских фургонов «Москвич-434». В Москве же на МЗМА их выпуск продолжался до 1976 года. |