Несмотря на изначально запланированный в Ижевске выпуск «Москвичей», собственное конструкторское бюро (ГКБ-88) на предприятии было создано уже спустя всего лишь два месяца после подписания приказа о создании завода. Коллектив конструкторов возглавил Николай Иванович Слесаренко. И надо сказать, этот коллектив не планировал заниматься только лишь текущим конструкторским сопровождением осваивавшегося в производстве седана «Москвич-408». Амбиции молодых конструкторов подталкивали коллектив к созданию собственных оригинальных конструкций.
Первой собственной разработкой, выполненной совместно с молодыми инженерами Ижевского Научно-Исследовательского Технологического института, стал малолитражный автомобиль «ЗИМА», построенный на базе узлов и агрегатов «Москвич-408».
В 1966 году, тоже без каких-либо указаний сверху, был разработан Иж-2125 «Комби», который вскоре встал на конвейер, а затем ижевчане замахнулись на создание полноприводного внедорожника, благо при разработке в НАМИ в 1968-1969 годах «Типажа легковых автомобилей на 1971-1980 г.г.», в него был заложен грузопассажирский автомобиль с цельнометаллическим кузовом типа «универсал» и приводом на все колеса. Автомобиль предназначался для производства на новых мощностях Ижевского автозавода в объеме 220 тыс. автомобилей в год на агрегатах перспективного автомобиля «Москвич-3-5».
Для помощи в проработке компоновки и конструкции кузова был привлечен НАМИ – с институтом в 1969 году был заключен соответствующий хоздоговор, предусматривавший, помимо разработки технического проекта, также и постройку полноразмерного макета. В НАМИ тема малолитражного внедорожника получила обозначение НАМИ-0162. Главным конструктором был назначен В. Миронов.
Изюминкой конструкции должна была стать оригинальная трансмиссия, разработанная в Ижевске под руководством инженера А.С. Кондрашкина (на этот агрегат коллектив его разработчиков получил впоследствии официальное авторское свидетельство) – понимая перспективность переднего привода, инженеры ГКБ-88 задумали создать не просто полноприводный автомобиль, а вариативную платформу, изначально рассчитанную как на формулу «4х4», так и на формулу «4х2», что достигалось за счет отключаемого привода заднего моста. Таким образом, реализовать предстояло не классическую полноприводную схему трансмиссии, при которой двигатель и КПП соединены последовательно, а передача крутящего момента от раздаточной коробки на оба ведущих моста осуществляется посредством карданных валов, а конфигурацию, принципиально реализованную на внедорожниках ЛуАЗ: главная передача и дифференциал переднего моста объединяются в один блок с КПП, а раздаточная коробка служит лишь для подключения заднего моста. Основная сложность этой работы, впрочем, заключалась в том, что основной упор следовало сделать на унификацию возможно большего числа деталей и узлов – чем меньше принципиально новых узлов потребовала бы конструкция силового агрегата, тем выше становилась вероятность промышленной реализации проекта.
Не дожидаясь окончания работ в НАМИ и поддерживая с московскими коллегами постоянные и тесные рабочие контакты, ижевчане работы над полноприводной машиной вели параллельно с ними – уже в 1970 году для испытаний полноприводной трансмиссии на ИжМаше был построен так называемый «мул» (ходовая платформа, необходимая для уточнения компоновки и изучения работы основных узлов и агрегатов). Эта машина, по свидетельству заводских ветеранов, именовалась «Иж-4х4», но позднее с легкой руки одного из журналистов к ней приклеилось неофициальное обозначение Иж-5 – в результате, даже сейчас в заводском музее «ИжАвто» фотография этого автомобиля на одном из стендов подписана именно как «Иж-5».
По весо-габаритным показателям и пассажировместимости Иж-4х4 был аналогичен московскому НАМИ-0162, но, в отличие от московского макета, ижевская машина имела вполне работоспособную ходовую часть с рычажно-пружинной передней подвеской. Поскольку речь шла о «муле», внешности автомобиля внимание было уделено незначительное.
После серии испытаний Иж-4х4 был списан и разобран. Дальнейшие работы по созданию полноприводного автомобиля были продолжены в рамках проекта Иж-14.
Текст - Константин Андреев, Игорь Денисовец |