В 1960 году Кутаисский автозавод прекратил выпуск самосвальных автопоездов для перевозки хлопка и перешёл на выпуск обычного седельного тягача без коробки отбора мощности и элементов гидросистемы, предназначенного для буксировки стандартных бортовых полуприцепов общим весом 9500 кг, аналогичного ЗИЛ-ММЗ-164Н.
В качестве базы, как и на КАЗ-120Т, по-прежнему использовалось укороченное шасси грузовика ЗИЛ-164, но теперь на тягач монтировался двигатель КАЗ-120Т2 мощностью 104 л.с. при 2600 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 34 кГм при 1100-1400 об/мин, степенью сжатия 6,2 и рабочим объёмом 5555 см3. Улучшение характеристик двигателя было достигнуто путём введения алюминиевой головки блока цилиндров. С этого времени на машину начал устанавливаться вертикальный держатель запасного колеса, а глушитель переместился в заднюю часть автомобиля. Остальные характеристики соответствовали параметрам тягача КАЗ-120Т. Упрощённой модели был присвоен индекс КАЗ-120ТЗ.
В 1962 году седельный тягач подвергся модернизации в связи с переходом на базу шасси ЗИЛ-164А, в конструкции которого применялись узлы нового московского грузовика ЗИЛ-130: сцепление, коробка передач, тормозной кран и ручной тормоз.
Двухдисковое сцепление было заменено на однодисковое с пружинным демпфером на ведомом диске, в связи с чем был введён маховик изменённой конструкции с плоской конфигурацией без выточки, облегчённый на 2,6 кг. Привод механизма остался механическим. Одновременно внедрена трёхходовая пятиступенчатая коробка передач (пять передач вперёд, одна назад, пятая передача – прямая) с двумя синхронизаторами инерционного типа для включения II и III, IV и V передач. Синхронизаторы предназначались для облегчения переключения ступеней КПП путём выравнивания скоростей вращения вторичного вала и шестерни включаемой передачи. В связи с исключением повышающей передачи в коробке передач, с 9,28 до 6,97 понизилось передаточное число главной передачи, что было достигнуто путём изменения числа зубьев цилиндрических шестерён. Тогда же с 8 до 12 возросло количество отверстий для крепления в ведомой цилиндрической шестерне главной передачи и комплекте чашек дифференциала.
В тормозной системе тягача с этого времени устанавливался комбинированный тормозной кран совершенно новой конструкции, а вместо ручного дискового тормоза внедрён тормоз барабанного типа с двумя внутренними колодками, с механическим приводом на вторичный вал КПП. В результате этого стал монтироваться новый фланец-вилка кардана промежуточного карданного вала. Вследствие использования в конструкции машины новых коробки передач и ручного тормоза, что повлекло за собой изменение расположения рычагов управления этих устройств, поменялась крышка люка в полу кабины.
Выпуск КАЗ-120Т3 завершился в 1963 году, а всего с конвейера сошло 406 экземпляров обоих вариантов КАЗ-120Т3. На смену ему пришел бескапотный КАЗ-606.
Текст - Юрий Воробьёв |