Луганский (Ворошиловградский) автосборочный завод

КСП-2001 (модель 3959)

Опытный образец КСП-2001 на испытаниях

Довольно редкий вариант КСП-2001 – на шасси ГАЗ-66-02 с лебедкой.

Справа – рабочее место стоматолога в салоне КСП-2001.

Выставочные образцы КСП-2001, как правило, полностью окрашивались в белый цвет, включая и колесные диски.

У обычной серийной продукции цвет кабины шасси оставался тем же, какой был получен с Горьковского автозавода. Медицинская надстройка в большинстве своем была серой или бежево-песочной, реже зеленой.

    Несмотря на то, что первые передвижные стоматологические кабинеты были созданы в СССР еще до войны, долгое время такая техника не была массовой. Лишь в 1950-1970-ых годах в СССР из Венгрии и Чехословакии начали в более-менее заметных количествах поставляться передвижные стоматологические кабинеты на базе автобусов «Икарус» и «Шкода», а равно и другие специализированные медицинские автомобили на этих шасси. Однако, эти машины, наряду с неоспоримыми преимуществами, обладали и серьезным врожденным недостатком – невысокой проходимостью. А поскольку основной местом эксплуатации этих машин являлись удаленные населенные пункты, где дороги нередко оставляли желать лучшего, то способность техники добраться до жителей этих мест становилась важным критерием для такого рода транспорта.
    Серийный выпуск полноприводных передвижных стоматологических кабинетов в СССР, предназначавшихся для оказания стоматологической помощи жителям населенных пунктов, удаленных от стационарных стоматологических лечебных учреждений, был организован на Луганском автосборочном заводе, где к тому времени уже был освоен выпуск широкой номенклатуры специальных медицинских автомобилей.
    Работы по созданию такой машины начались в Луганске в 1977 году. За основу был взят уже освоенный в производстве кузов модели 3925, созданный ранее для ППЗК на шасси ГАЗ-66-01 и к моменту разработки стоматологического кабинета ставший единым унифицированным кузов для всех медицинских автомобилей луганского производства на шасси ГАЗ-66-01. Как и у остальных луганских машин, использовавших кузов этого типа, кузов был разделен перегородкой на два отсека – рабочий и вспомогательный. В рабочем отсеке было установлено зубоврачебное оборудование для работы врача-стоматолога и ассистента. Обслуживающий персонал кабинета состоял из трех человек, включая водителя.
    Уже в 1978 году был построен первый опытный образец стоматологического кабинета модели 3959 (также обозначавшийся как КСП-2001), укомплектованного прицепом-электростанцией модели 8901 на шасси прицепа ТАпЗ-755. По окончании заводских и приемочных испытаний, в 1979 году была выпущена установочная партия из пяти передвижных стоматологических кабинетов КСП-2001. В 1980 году было выпущено уже семь машин и в дальнейшем их выпуск увеличился, хотя в целом остался сравнительно на сравнительно невысоком уровне – в год потребителям отгружалось не более 30 машин КСП-2001.
    В 1983 году для КСП-2001 стало использоваться модернизированное шасси ГАЗ-66-11, на котором кабинет выпускался до 1991 года, когда его производство было прекращено. Стоит отметить, что по окончании срока службы такие машины нередко передавались в пользование местным коммунальным предприятиям, где переоборудовались и использовались как машины для ремонтных бригад.


    В августе 2016 года брендом SSM коллекционерам была представлена модель передвижного стоматологического кабинате КСП-2001 на шасси ГАЗ-66-11 выпуска после 1988 года, выполненная в выставочном варианте полностью белого цвета, включая колесные диски. В июне 2017 года коллекционерам была предложена эта же модель, но уже оформленная как вспомогательный пожарный автомобиль с соответствующей цветографической схемой окраски, а затем последовал и комплект для самостоятельной сборки модели, изданный под брендом AVD.
    На этих же формах SSM, но в несколько упрощенной деталировке, модель КСП-2001 впоследствии была выпущена еще дважды – сперва в мае 2018 года под брендом "Автоистория" вышла полностью окрашенная в хаки модель, без каких-либо дополнительных надписей, а спустя четыре года, в апреле 2022 года, аналогичная модель, но с кабиной цвета хаки и желтым кузовом, вышла в рамках журнальной серии "Легендарные грузовики СССР".
    У всех моделей обращает на себя внимание установленная в переднем бампере лебедка, которая в реальности на КСП-2001 имелась крайне редко – использование шасси ГАЗ-66-02 или ГАЗ-66-12 под передвижной стоматологический кабинет не носило массового характера.


К другим автомобилям ЛАСЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 26 января 2024 года          
Последняя редакция - 26 января 2024 года