Днём основания завода считается 21 мая 1945 года - в этот день началось строительство будушего предприятия. Ещё до полного завершения строительства, в 1949 году, здесь налаживают производство запасных частей для автокранов, сборка которых велась на соседнем заводе автопогрузчиков. В том же 1949 году, 26 апреля, постановлением Совмина СССР, будущему заводу предписывается освоить у себя производство электромобилей и автобусов, а сам завод с этого момента называется Львовским автобусным заводом.
В 1950-1951 годах на ЛАЗе изготовили партию электромобилей и отправили их на опытную эксплуатацию в Москву и Ленинград. В этот же период на заводе полностью осваивают у себя производство автомобильных кранов АК-32, на шасси ЗИС-150.
В 1953 году, после постановления правительства "О дальнейшем развитии советской торговли", заводу поручили производство автомобилей-фургонов и прицепов к ним, а также производство прицепов-автолавок. В кооперации с другими львовскими предприятиями на заводе также изготавливали бортовые двухосные прицепы и прицепы-роспуски.
Первоначально планировалось выпускать на ЛАЗе автобусы ЗИС-155, но ЛАЗовцы решили создать свой собственный автобус с задним расположением двигателя. Первый опытный образец такого автобуса был создан в 1956 году, а уже в следующем году этот автобус стали выпускать серийно. Очень быстро на основе базового автобуса во Львове были созданы междугородние и туристические модификации, которые также пошли в серию. Постоянно модернизируясь автобусы ЛАЗ первого поколения продержались на конвейре до 2002 года, тем самым поставив рекорд по продолжительности производства одной модели автобуса, на одном заводе!
За годы своего существования на ЛАЗе было создано немало уникальных и экспериментальных автобусов. Специальные автобусы обслуживали космонавтов на Байконуре и принимали участие в международных автобусных неделях в Ницце, обслуживали гостей Олимпиады-80 и ликвидировали последствия аварии в Чернобыле.
В конце 70-х годов ХХ века во Львове удалось наладить производство пригородных автобусов второго поколения, с дизельным двигателем, а новые туристические модели были освоены в 1990 году.
После событий 1991 года, когда Украина стала самостоятельным государством, объёмы производства автобусов на ЛАЗе сильно сократились. В этот период предпринимались многочисленные и почти безрезультатные попытки разработать и предложить потребителям новые версии базовых автобусов. С годами положение на заводе всё ухудшалось и ухудшалось, пока в 2002 году контрольный пакет акций завода не приобрели российские бизнесмены. С этого момента на заводе произошли большие изменения - были сняты с производства все старые модели (технологическая оснастка по их производству была передана на другой завод) и потребителям предложили сильно модернизированные автобусы, созданные по современным технологиям и главное - почти полностью поменялся менеджмент предприятия. В результате, сегодня автобусный завод сохраняет за собой статус одного из лидеров по производству пассажирских лайнеров на территории бывшего СССР. |