Львовский Автобусный Завод / ЛАЗ
ЛАЗ-690
Опытный образец ЛАЗ-690 Опора стрелы пока еще за кабиной, портал и его опора изготовлены из труб, аутригеры заимствованы от прежней модели. Но запасное колесо уже за новой кабиной крановщика, которая пока отличается от той, что пойдет в серию. |
 |
 |
Незадолго до официального начала работ по созданию автобуса ЛАЗ-695, конструкторским бюро Львовского автобусного завода под руководством Главного конструктора В.В. Осепчугова было проведено серьезное усовершенствование конструкции выпускавшегося тогда автокрана АК-32. Результатом этого стала новая модель автокрана ЛАЗ-690, получившая, как собственный продукт ЛАЗа, аббревиатуру разработчика в названии.
Унаследовавший общую концепцию автомобильного крана АК-32, ЛАЗ-690 тоже относился к типу легких автомобильных кранов общего назначения для погрузочно-разгрузочных и монтажно-строительных работ. Оба эти автокрана были выполнены по одной кинематической схеме, различаясь между собой конструкцией отдельных узлов. В частности, в основании ЛАЗ-690 лежала неповоротная рама измененной конструкции, крепившаяся к шасси болтами и гайками, а не стремянками как у АК-32. Полноповоротная рама ЛАЗ-690, водруженная на круг катания и вращавшаяся на роликах, получила укороченные балки в местах крепления балок под грузовую и стреловую лебедки, что позволило оставить неизменной стандартную заливную горловину бензобака шасси. Новый автокран получил аутригеры откидного типа с винтовыми домкратами и самоустанавливающимися плитами, заодно на 10 сантиметров увеличился максимальный опорный контур. Также у ЛАЗ-690 изменилась конструкция стабилизирующих устройств рычажного типа.
Изогнутые стрелы автокранов ЛАЗ-690 и АК-32 длиной 6,2 метра с крюковой обоймой остались взаимозаменяемы, но для улучшения условий труда крановщика крановая кабина у ЛАЗ-690 стала несколько шире и увеличилась площадь ее остекления, а вскоре она получила и фару наружного освещения на крыше, существенно облегчавшую работу в темное время суток. Портал ЛАЗ-690 стал изготавливаться из стального углового профиля (у АК-32 и ранних ЛАЗ-690 портал изготавливался из труб). Крутящий момент передавался от двигателя шасси через коробку передач при помощи карданного вала на коробку отбора мощности и далее через систему валов, муфт и редукторов либо на поворотную раму и лебедку, либо (при движении автокрана своим ходом) на ведущий мост шасси. Изменение рабочей скорости исполнительных механизмов автокрана производилось изменением акселератором числа оборотов коленвала двигателя автомобиля.
Во избежание аварийных ситуация при работе крановой установки, ЛАЗ-690 оснащался потенциометрическим ограничителем грузоподъемности. Опора стрелы, выполненная из стальных уголков, переместилась на раму шасси перед радиатором, что позволило снизить амплитуду колебаний стрелы при движении автокрана. Верхняя перекладина опоры была снабжена демпфирующими резиновыми подушками. Запасное колесо первое время перевозилось в стандартном держателе в задней части машины под рамой шасси, но вскоре запаска сменила свое местоположение и стала крепиться вертикально на поворотной платформе позади кабины крановщика.
Важной частью проведенной конструкторами работы стала ревизия конструкции АК-32 и максимальная унификация всей используемой при его производстве номенклатуры профилей и марок материалов, что, с одной стороны, позволило просто сократить ее список и упростить жизнь производственным подразделениям автозавода, а с другой стороны – снизить на полтонны снаряженный вес ЛАЗ-690 при сохранении тех же рабочих характеристик.
Серийное производство ЛАЗ-690 началось в 1955 году сперва на шасси ЗИС-150, а с конца 1957 года, когда Львовский автозавод стал получать от Московского автозавода им. И.А. Лихачева шасси нового семейства грузовиков ЗИЛ-164, выпуск автокранов был продолжен уже на этом шасси. По всей видимости, производство Львовским автозаводом автокранов на шасси ЗИЛ-164 длилось сравнительно недолго – не позднее 1958 года, в связи с необходимостью расширения автобусного производства, выпуск ЛАЗ-690 был передан Львовскому заводу автопогрузчиков, где он и продолжался до 1965 года. |
Массовая модель промышленного изготовления ЛАЗ-690 была представлена брендом SSM в феврале 2015 года в двух вариантах исполнения: с защитного зеленого цвета кабиной и серой крановой установкой, а также модель полностью сине-зеленого цвета. Несмотря на общую "смотрибельность" модели, она имела и ряд серьезных недостатков. Прежде всего, кабина крановщика серьезно не соответствовала прототипу, неверно был задан угол изгиба стрелы, отсутствовали ряд продольных уголков-усилителей и раздаточная коробка с валом.
Тем не менее, модель ЛАЗ-690 имела достаточный коммерческий успех и впоследствии, в феврале 2016 года, была выпущена брендом AVD в виде набора деталей для самостоятельной окраски и сборки, а затем в апреле 2020 года была переиздана брендом "Автоистория" в упрощенном виде на шасси ЗИЛ-164 (модель с голубой кабиной и желтой крановой установкой) и на шасси ЗИС-150 (модель полностью темно-зеленого цвета). |
До появления моделей SSM и его суббрендов, модели ЛАЗ-690 небольшими партиями выпускались малосерийными херсонскими мастерскими "Вектор-моделс" и "Херсон-моделс". Самыми же "титулованными" и желанными моделями ЛАЗ-690 долгое время оставались модели Саратовской лабораторией минимоделей – некоторые из изготавливавшихся вариантов ЛАЗ-690 представлены на фото, включая и варианты со следами эксплуатации. |
К другой продукции ЛАЗ
К общему списку моделей
На Главную страницу
Сообщить об ошибке или о плагиате
Страница создана 13 ноября 2005 года Последняя редакция - 15 июня 2025 года
|