Серийный одноосный тягач МАЗ-529.
Разработка одноосного тягача МАЗ-529 началась в 1956 году. Машина предназначалась для эксплуатации в сцепе со спецприцепами различного целевого назначения, как база для самоходных скреперов и другой землеройной техники.
Автомобиль прошел весь необходимый цикл испытаний и в 1959 году был рекомендован к серийному производству, но на МАЗе он выпускался недолго - параллельно с испытаниями МАЗ-529, освоение его производства с июня 1958 года шло в г. Могилеве, на будующем Могилеском автомобильном заводе им. С.М. Кирова (МоАЗ) (в 1960 году с Минского автозавода была переведена группа конструкторов, которая была основой создания конструкторско-экспериментальной базы могилевского завода).
К концу 1958 года была выпущена установочная партия машин под обозначением МАЗ-529В. Машина оснащалась двухтактным шестицилиндровым рядным верхнеклапанным дизельным двигателем жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и прямоточной продувкой ЯАЗ-М206 мощностью 165 л.с. Для передачи крутящего момента от двигателя к колесам служила трансмиссия, состоящая из механической пятиступенчатой коробки перемены передач с пятой, повышающей передачей, раздаточной коробки, карданной передачи и ведущего моста. Сцепление - двухдисковое, сухое с пневмоусилителем выключения. Раздаточная коробка - механическая двухступенчатая. Карданная передача открытая двухвальная, с шарнирами непостоянной угловой скорости на игольчатых подшипниках. Главная передача - центральная, одинарная, с планетарными редукторами в ступицах колес.
Машина имела единственный ведущий мост с односкатными неуправляемыми колесами большого диаметра. Ввиду того, что одноосный тягач эксплуатируется только в составе автопоезда, поворот такой сочлененной машины осуществляется путем взаимного разворота тягача и прицепа относительно вертикальной оси, проходящей через моментный шарнирный узел, соединяющий тягач и прицеп. Рессорная подвеска колес отсутствовала. Необходимая амортизация обеспечивалась за счет упругости шин большого объема. Рулевой механизм - четырехзаходный червяк и сектор; с гидроусилителем. Покрышки 21.00-28" диаметром 1790 мм с мощными грунтозацепами, расставленными в виде косой расчлененной елки, могли обеспечить высокие тяговые и сцепные качества при движении по деформируемому грунту.
В 1965 году машина получила двухместную кабину, дизельный двигатель повышенной мощности, и новый индекс - МАЗ-529Е (на фотографии в центре). Тягач выпускался с 1968 года. Впоследствии появились модификации МАЗ-529И и МАЗ-529М (на фотографии справа). МАЗ-529М имел вместо цельнометаллической, складную кабину с "мягким" брезентовым верхом.
С 1969 года конструкция одноосного тягача подвергается существенной модернизации - машина получает зависимую рессорную подвеску колес, четырехтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238А мощностью 215 л.с., а также новое внешнее оформление кабины водителя. В феврале 1973 года на смену МАЗ-529Е и его модификациям, завод перешел на выпуск автотягача МоАЗ-546П и самоходных скреперов МоАЗ-546П-Д357П. В июне 1989 года осуществлен переход на выпуск самоходного скрепера МоАЗ-6014.
Одноосные тягачи моделей "529" и "546" нашли широкое применение в Вооруженных Силах. В Ракетных войсках стратегического назначения эти машины использовались в составе портальных установщиков 8У210, 8У224, 8У224П, 8У224М баллистических ракет средней дальности Р-12 и Р-14 и установщиков межконтинентальных баллистических ракет семейств Р-16 и Р-36. В инженерных войсках тягачи используются в составе самоходных скреперов, автокранов и других машин.
|