ОАО "Минский автомобильный завод" (ОАО "МАЗ")

МАЗ-529

МАЗ-529 с прицепом-землевозом

МАЗ-529 со скрепером Д-357

МАЗ-529 с измененными боковинами капота (вероятно, с целью лучшего охлаждения двигателя) и стреловой кран 8Т25 грузоподъемностью до 10 тонн, разработанный для РВСН

Тот же МАЗ-529 с измененными боковинами капота, но снова с прицепом-землевозом.
Судя по светомаскировочным насадкам на фарах машины, можно предположить, что фотография сделана в ходе армейских испытаний.

    В 1955 году СКБ-1 Минского автозавода, руководимое Б.Л. Шапошником, приступило к созданию одноосного тягача с перспективой его применения с прицепами различного назначения как в народном хозяйстве, так и в Советской Армии. В строительных работах предполагалось использование таких тягачей в паре с прицепными скреперами, землевозами, пневмокатками, подъемными кранами и т.д., а военное применение тягачей виделось в роли установщика ракет или транспортировщика горючего и окислителя для них. Работу по созданию такого тягача, получившего индекс МАЗ-529, возглавил Владимир Ефимович Чвялев, почти только что, в том же 1955 году, окончивший Белорусский политехнический институт по специальности «инженер-механик».
    В конце 1956 года появился первый опытный образец такого тягача. Автомобиль получил одноместную кабину, унифицированную с кабиной МАЗ-200, двухтактный шестицилиндровый дизельный двигатель ЯАЗ-М206 мощностью 165 л.с., механическую пятиступенчатую коробку передач ЯАЗ-210 и двухступенчатую раздаточную коробку. Какая-либо упругая подвеска колес у МАЗ-529 не предусматривалась – эту функцию взяли на себя шины размерности 21,00-28. Благодаря колесам такого большого размера, а также примененным в единственном ведущем мосту планетарным ступичным редукторам обеспечивались высокие показатели геометрической проходимости машины. Тормоза тягача имели пневматический привод и, кроме того, был предусмотрен пневмовывод для подключения тормозной системы прицепа, а в состав рулевого управления входил гидравлический усилитель следящего типа. Максимальная скорость движения МАЗ-529 составляла всего 40 км/ч, что, однако, было вполне достаточно для выполнения тех работ, для которых эта машина создавалась.
    Как писал журнал «За рулем» в №11 за 1957 год, «тягач, имеющий тяговое усилие 9000 кг, легко может перевозить прицепы с сыпучим грузом до 10 кубометров и весом до 25 тонн». Таким образом, полная масса автопоезда могла доходить до 34 тонн.
    За кабиной МАЗ-529 находилось шарнирное опорно-сцепное устройство, на которое передней частью крепился прицеп. Колеса МАЗ-529 не были поворотными – поворот происходил при помощи двух гидроцилиндров, изменявших взаимного положение тягача и прицепа на угол до 90° в каждую сторону. Управление при этом осуществлялось при помощи обычного рулевого колеса. Кроме того, шарнирное соединение двух половин автопоезда позволяло отклоняться от продольной оси машины на угол до 20°, а также допускало небольшое отклонение тягача относительно прицепа в вертикальной плоскости при преодолении рельефа местности.
    В 1957 году были изготовлены еще две поисковых образца МАЗ-529 – модели МАЗ-529А и МАЗ-529Б. Согласно Приказу по Минскому автомобильному заводу №18 от 31 января 1958 года «О плане опытно-конструкторских работ на 1958 год», к апрелю-маю 1958 года должны были быть построены еще три опытных образца одноосных тягачей этого семейства и к концу года завершены испытания опытных образцов, а также все конструкторско-доводочные работы. Однако, вышедшее совместное Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №442 от 17 апреля 1958 года, помимо создания новых производств и утверждения типажа перспективных моделей и типов автомобильной техники, также определяло меры по специализации в автомобильной промышленности. Позднее Постановлением Совета министров СССР №1030 от 02 сентября 1958 года была утверждена новая специализация Могилевского завода подъемно-транспортного оборудования Минтяжмаша СССР – теперь это предприятие переориентировалось на производство одноосных и двухосных тягачей, прицепных и навесных агрегатов к ним, а также мостовых электрокранов грузоподъемностью до пяти тонн. Конструкторская разработка тягачей поручалась МАЗу, а задача по разработке конструкторской документации на технологическое прицепное оборудование к тягачам возлагалась на ВНИИстройдормаш.
    Таким образом, когда по завершению приемочных испытаний следующей модификации МАЗ-529В в июне 1958 года она была рекомендована к серийному производству, ее освоением занялся уже Могилевский завод ПТО (будущий МоАЗ). К концу 1958 года вся документация по тягачам была передана из Минска в Могилев, а собственно МАЗ-529, с которого ведут свою родословную могилевские одноосные тягачи, остался опытной разработкой.



    Модель.


К другим автомобилям марки "МАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 16 октября 2003 года          
Последняя редакция - 20 декабря 2024 года