Сельскохозяйственный самосвал-тягач с трёхсторонней разгрузкой ЗИЛ-ММЗ-554 был спроектирован в конце 1950-ых - начале 1960-х г.г. одновременно с промышленной версией ЗИЛ-ММЗ-555, но его серийное производство началось намного позже – выпуск ЗИЛ-ММЗ-554 грузоподъёмностью 4000 кг был начат лишь в ноябре 1972 года. Базой для самосвала послужило шасси ЗИЛ-130Б2 (с 1977 года – ЗИЛ-130Б2-76). Автомобиль предназначался для постоянной работы с прицепом общей массой 8000 кг и специально для работы с ним был спроектирован и выпускался самосвальный прицеп ГКБ-819, рассчитанный на перевозку 5000 кг груза.
Самосвальный механизм автомобиля состоял из платформы, надрамника и гидравлического опрокидывающего устройства. Металлическая платформа (сварная, прямобортная, с тремя открывающимися бортами, вместимостью 5 куб.м) комплектовалась высокими решётчатыми деревометаллическими надставными бортами, что позволяло довести её объём до 10 куб.м. Пол платформы собирался из трёх деревянных щитов, покрытых металлическими листами. Управление запорами бортов – ручное. Надрамник – металлический, сварной, для обеспечения установки запасного колеса под кузовом был выполнен укороченным спереди.
Опрокидывающее устройство состояло из односкоростной коробки отбора мощности, агрегатированной с шестерёнчатым масляным насосом НШ-32У и золотниковым двухсекционным четырёхпозиционным распределителем Р75 с перепускным и предохранительным клапанами, гидравлического подъёмника, ограничительного клапана, масляного бака и трубопроводов высокого и низкого давления. Гидрораспределитель предназначался для раздельного управления подъёмом и опусканием кузовов тягача и прицепа.
Крутящий момент от коробки отбора мощности, монтировавшейся на правом люке КПП, передавался на насос, масло из которого через распределитель, по трубопроводу высокого давления, подавалось в плунжерный телескопический одноцилиндровый гидроподъёмник автомобиля с пятью выдвижными звеньями, и (или) в гидроподъёмник прицепа ГКБ-819 с четырьмя звеньями. Привод КОМ осуществлялся от блока шестерён заднего хода КПП шасси.
Управление подъёмом и опусканием платформ тягача и прицепа осуществлялось из кабины с помощью рычага коробки отбора мощности и двух рукояток распределителя. Передняя рукоятка предназначалась для работы с машиной, задняя – для работы с прицепом.
Ограничительный клапан шарикового типа устанавливался на надрамнике, работал только при разгрузке на боковые стороны и служил для ограничения хода гидроцилиндра при достижении кузовом максимального угла подъёма.
Масляный бак размещался на кронштейнах, прикреплённых к правому лонжерону рамы, под держателем запасного колеса. Запасное колесо располагалось в держателе с поперечными отогнутыми салазками, находившемся на лонжеронах рамы справа под кузовом машины. Задние фонари ФП101 и ФП101-Б вместе с номерным знаком крепились к задней поперечной балке надрамника.
В 1975 году ЗИЛ-ММЗ-554 был присвоен Государственный Знак качества – это было первое изделие ММЗ, аттестованное по высшей категории качества.
В течение выпуска внешний вид самосвала менялся незначительно – из заметных изменений стоит упомянуть уменьшение количества вертикальных рёбер жёсткости каждого бокового борта грузовой платформы с четырёх до трёх.
В декабре 1978 года ЗИЛ-ММЗ-554 уступил свое место на конвейере модернизированному самосвалу ЗИЛ-ММЗ-554М.
Текст - Юрий Воробьёв |