Опытные образцы самосвалов ЗИЛ-ММЗ-554, созданные в 1961-1962 годах имели грузоподъемность 3,5 тонны, что было признано недостаточным. Поэтому в 1964-1968 годах для определения наиболее оптимальной конструкции сельскохозяйственного самосвала завод дополнительно разработал и построил еще два альтернативных варианта машины с таким индексом, получивших обозначения ЗИЛ-ММЗ-554Б и ЗИЛ-ММЗ-554В. Обе машины были созданы на шасси ЗИЛ-130Б2, оборудованном комбинированным тормозным краном, гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, буксирным прибором, гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа.
Построенный в 1967 году ЗИЛ-ММЗ-554В получил грузовую платформу с возможностью трёхсторонней разгрузки грузоподъёмностью 4000 кг и объёмом кузова 5 куб.м (с надставными бортами – 10 куб.м).
ЗИЛ-ММЗ-554В имел сложный своеобразный механизм опрокидывания. При свале на боковые стороны, как и на пошедшей в серию 554-ой модели, опрокидывание осуществлялось относительно опор расположенных на концах поперечных опорных балках, но при свале назад поворот платформы осуществлялся не вокруг задней опорной балки – ось опрокидывания находилась за ней. Вероятно, такая схема свала назад была разработана с целью упрощения шарнирных механизмов на концах задней опорной балки, которые должны были обеспечивать возможность опрокидывания платформы как назад, так и набок.
Помимо оригинальной схемы механизма опрокидывания, самосвал ЗИЛ-ММЗ-554В получил сложный механизм запирания платформы в шести местах в транспортном положении – четыре шарнирных крюка по концам опорных поперечных балок (по два на каждую сторону), и еще два крюка на оси опрокидывания назад. При этом при боковом свале, например, направо, надо было поворотом вала запора открыть крюки с левой стороны опорных балок, и открыть крюки на задней оси. Для того, чтобы опрокинуть платформу назад нужно было поворотом двух валов запоров открыть все четыре запора на концах опорных балок. При этом, у серийного ЗИЛ-ММЗ-554 механизм запирания платформы имел более простую конструкцию – вся платформа удерживалась четырьмя пальцами-фиксаторами, которые нужно было вынимать в зависимости от направления разгрузки: если назад, то два передних, если на бок, то со стороны, противоположной опрокидыванию.
Кроме того, ЗИЛ-ММЗ-554В получил сложные рычажно-шарнирные запоры бортов платформы, приводимые в действие при помощи вала запора (ЗИЛ-ММЗ-554 имел обычные простейшие запоры) и борта грузовой платформы с вертикальными подштамповками, повышающими их жесткость.
Наиболее вероятной причиной отказа от запуска в серию модели 554В стала чрезмерная сложность ее конструкции, по сравнению с доработанной и существенно более простой машиной ЗИЛ-ММЗ-554, которая и встала на конвейер в ноябре 1972 года.
Текст - Сергей Леонтьев |