Мытищинский машиностроительный завод

ЗИС-585СХ

Опытный ЗИС-585 с дерево-металлическим кузовом

фото из Отчета НАМИ по теме «Испытания опытных образцов автосамосвалов ЗИС-585 и ГАЗ-93 с деревометаллическими платформами»

Серийные ЗИС-585СХ

    Выпускавшийся с 1948 года самосвал ЗИС-585 предназначался в первую очередь для перевозки строительных грузов и был мало приспособлен для использования в сельском хозяйстве: поскольку сельскохозяйственные грузы имеют меньший удельный вес в сравнении со строительными, полностью использовать грузоподъемность ЗИС-585 было невозможно – серийная металлическая платформа ЗИС-585 вмещала в себя приблизительно 1800-2000 кг сельскохозяйственных грузов при максимально возможной грузоподъемности машины на уровне 3500 кг.
    В июле 1952 года на Мытищинском машиностроительном заводе на базе серийного ЗИС-585 был изготовлен опытный образец сельскохозяйственного самосвала с деревометаллической платформой увеличенного до 4,42 куб.м объема.
    В новой платформе пол и все борта были изготовлены из дерева, а основание платформы, замки заднего борта и усиливающие стойки бортов коробчатого сечения были выполнены из металла. Увеличение размера платформы относительно стандартного ЗИС-585 произошло как в высоту, так и в длину за счет переноса запасного колеса, возимого в вертикальном держателе позади кабины самосвала, на горизонтальный держатель под кузовом с правой стороны. Увеличение объема платформы теперь позволяло полноценно использовать грузоподъемность автомобиля при перевозке сельскохозяйственных грузов. Надрамник и гидравлическое опрокидывающее устройство были заимствованы у ЗИС-585 без изменений. Опрокидывающий механизм представлял собой единый агрегат, шарнирно закрепленный на надрамном устройстве, состоящий из двух поршневых гидроцилиндров и масляного насоса. Масляный насос, в свою очередь, приводился в действие при помощи карданного вала от коробки отбора мощности.
    Задний борт кузова был укреплен на шарнирных замках и мог открываться как на верхней, так и на нижней навеске. В первом случае он откидывался как у обычного самосвала, а во втором – как у бортового автомобиля, при этом при необходимости задний борт мог удерживаться цепями. Задний край бокового борта был скошен, поэтому, соответственно, и задний борт был установлен наклонно. По всей видимости, это было сделано для того, чтобы при открывании борта на верхней навеске, борт после разгрузки вставал на место под собственным весом и водителю оставалось только закрыть нижние запоры, повернув вал запора.
    Для предотвращения просыпания при перевозке зерна борта платформы были герметизированы при помощи резиновых уплотнителей. А для защиты груза от осадков и выдувания ветром и встречным потоком воздуха на деревометаллическую платформу была установлена деревянная складная крышка, состоящая из восьми соединенных между собой створок (передняя и задняя – неподвижные, жестко закрепленные на платформе, остальные – складывающиеся в передней и задней части платформы). Крышка платформы в транспортном положении (в закрытом положении) удерживалась специальными замками, закрепленными на боковых бортах. Использование полога из непромокаемого материала по неизвестной причине было сочтено нецелесообразным.
    ЗИС-585 с дерево-металлическим кузовом проходил испытания на протяжении восьми месяцев, начиная с июля 1952 года. Новый самосвал был в первую очередь ориентирован на сельское хозяйство и рассчитан на бестарную перевозку различных сыпучих и навалочных грузов, поэтому лабораторные испытания проводились в Москве в НАМИ (июль-октябрь 1952 года), в Солнечногорске на Центральной машиноиспытательной станции, и в Ярославле на мельнице-заводе №6. В Москве автомобили занимались перевозкой зерна с хлебной базы на мельницы, а также возили торф тресту зеленых насаждений в Тимирязевском районе.
    Серийные гидравлические опрокидывающие устройства, давно освоенные в производстве, показали себя на испытаниях удовлетворительно – за весь период испытаний лишь дважды доливалось масло, и один раз был подтянут набивной сальник на гидроцилиндре. Древесина, из которой были сделаны платформы, сохранила первоначальную плотность, трещин и щелей в ней не наблюдалось. И это при том, что машина эксплуатировалась в условиях безгаражного хранения, то есть и в снег, и в дождь, и в жару, и в холод.
    Основной объем дефектов пришелся на грузовую платформу: боковые борта в результате воздействия груза выгнулись наружу. Металлические стойки коробчатого сечения, которые предназначались для предотвращения этого «выпучивания», также не выдержали и прогнулись. Еще одной существенной проблемой была необходимость применения значительных усилий рычажного приспособления для открывания замков крыши, вследствие все того же прогиба верха боковых бортов. Кроме вышеуказанных дефектов были и другие, мелкие, но досадные, вроде выскакивания во время движения крюков цепей заднего борта.
    Во время испытаний оценивалась работа самосвала при перевозке различных грузов и их разгрузка. При транспортировке зерна платформа была достаточно герметична и утечки зерна не наблюдалась. И лишь в конце испытаний была отмечена небольшая утечка зерна через образовавшиеся щели между задним и боковыми бортами из-за разрушения резиновых уплотнителей. При разгрузке зерно в платформе не оставалось, отсутствовал бой и размалывание зерна. Продолжительность разгрузки зерна, с учетом открывания и закрывания заднего борта, была в пределах одной минуты.
    При перевозке навоза и силоса разгрузка производилась с открыванием заднего борта на нижних петлях, при этом борт оставался подвешенным на цепях. Продолжительность разгрузки в этом случае увеличилась до 4 минут.
    Крыша платформы обеспечивала сохранность перевозимого груза и его защиту от ветра и снега, однако от дождя защита была слабой ввиду наличия щелей между створками. Еще одним существенным замечанием стал избыточный вес крыши – было рекомендовано провести ее облегчение, а также предусмотреть уплотнения между створками. Кроме того, испытания показали, что в большинстве случаях крыша при перевозке грузов не использовалась. Поэтому было сочтено нецелесообразным оборудование крышами всех выпускаемых деревометаллических самосвальных платформ – устанавливаться они должны были лишь на небольшой их части по согласованию с Министерством сельского хозяйства и заготовок СССР.
    По всем выявленным дефектам-проблемам были разработаны мероприятия, направленные на их устранение. Более того, к моменту окончания испытаний эти мероприятия были уже частично внедрены в первых «деревянно-металлических» самосвалах ЗИС-585 из опытной партии, изготовленной ММЗ и направленной в сельское хозяйство для испытаний в реальных условиях эксплуатации.
    В целом же, проведенные испытания подтвердили и заложенные положительные качества данных машин:
    1. Конструкция самосвалов с увеличенными по объему дерево-металлическими платформами, выполненными с учетом специфики сельского хозяйства, позволила максимально использовать грузоподъемность при перевозке самых массовых сельскохозяйственных грузов (зерна, картофеля, свеклы, удобрений и др.).
    2. Обслуживание и ремонт самосвалов с деревометаллическими платформами в части надрамного устройства и гидроцилиндра не отличались от этих же процедур, проводимых на обычных самосвалах.
    3. Ввиду отсутствия в большинстве случаев необходимости в сварочных работах при ремонте кузовов, «деревянные» платформы оказались ремонтнопригодны не только в условиях районных машинно-тракторных станций, но и в условиях колхозных мастерских и малооснащенных рембаз – имея в руках ножовку, молоток и несколько гвоздей, всегда можно отремонтировать и борта, и саму платформу точно так же, как и на бортовом автомобиле.
    4. Кроме того, контрольное взвешивание показало, что автосамосвалы с деревометаллическими платформами выгодно отличаются от серийных самосвалов с металлическими платформами: при практически той же снаряженной массе (4465 кг для самосвала с дерево-металлическим кузовом без крышки против 4400 кг для серийного ЗИС-585 с металлическим кузовом), экономия металла при замене металлической платформы на дерево-металлическую составила 400-450 кг на одну машину.

Текст - Сергей Леонтьев


    Мелкосерийное производство самосвала с дерево-металлическим кузовом, получившего обозначение ЗИС-585СХ, осуществлялось Мытищинским машиностроительным заводом с конца марта 1954 года.
    Выпуск ЗИС-585СХ осуществлялся на специально разработанном для него шасси ЗИС-120И. По итогам испытаний самосвала была изменена форма боковых металлических стоек его кузова – на серийных машинах вместо усиливающих стоек бортов коробчатого сечения устанавливались стойки иной, более сложной формы, которые лучше удерживали доски кузова от распирания грузом. Также из видимых отличий самосвал лишился лесенок для доступа в кузов, на опытных машинах располагавшихся слева и справа перед задними колесам – пользоваться ими оказалось неудобно.
    С мая 1955 года взамен ЗИС-585СХ завод начал выпуск модернизированного самосвала ЗИС-585Е.



    Модель.


К другим моделям ММЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 09 октября 2016 года          
Последняя редакция - 28 июля 2023 года