На смену МЗ-51М в 1967 году на Могилевском автозаводе был начат выпуск маслозаправщика МоАЗ-724 (отраслевое обозначение – МЗ-66) на шасси ГАЗ-66-04 с экранированным электрооборудованием. Как и выпускавшийся ранее МЗ-51М, МЗ-66 был разработан прежде всего для обслуживания самолетов с поршневыми авиадвигателями, имеющими большие по объему маслосистемы и значительные расходы масла или маслосмесей, и предназначался для заправки летательных аппаратов фильтрованным и подогретым минеральным маслом типа МС-20 или МК-22 в условиях стационарных и грунтовых аэродромов. МЗ-66 применялся не только в гражданском воздушном флоте – в Советской армии МЗ-66 стали штатным средством авиационно-технических частей и заправочных бригад системы материального обеспечения армий и фронтов.
МЗ-66 представлял собой специальную мобильную установку, выполненную по аналогичной МЗ-51М компоновочной схеме. Установленное на грузовом шасси специальное оборудование включало в себя цистерну емкостью 800 литров с находящимся внутри котлом подогрева, приемо-раздаточную систему, нагревательную систему, насос с приводом, контрольно-измерительные приборы, кабину управления, пеналы для рукавов, электрооборудование и противопожарные средства. Специальное оборудование маслозаправщиков позволяло выполнять следующие основные операции:
- наполнять цистерну маслом из наземных и подземных резервуаров;
- нагревать масло до температуры, требуемой по условиям эксплуатации обслуживаемых самолетов (до 100°С);
- заправлять самолеты маслом;
- перекачивать масло из одной емкости в другую, минуя свою цистерну (производительность до 210 л/мин);
- перемешивать масло в цистерне;
- фильтровать масло с тонкостью очистки до 40 мкм;
- отсасывать масло из раздаточных рукавов после окончания заправки.
Подогрев масла и поддержание в течение длительного времени заданной температуры осуществлялось при помощи нагревательной системы с форсунками, керосин в которые подавался под давлением при помощи собственного насоса. Время разогрева 800 литров масла от температуры 10°С до 100°С составляло 35 минут. Кроме того, маслозаправщик был приспособлен для сохранения масла в нагретом состоянии в течение длительного времени при отрицательных температурах окружающего воздуха, а также для транспортировки масла от склада ГСМ до мест стоянок самолетов.
В качестве материала для изготовления эллиптической цистерны применялась трехмиллиметровая листовая сталь. Внутренняя поверхность цистерны была оцинкована во избежание ее коррозии. Снаружи цистерна покрывалась пенопластом ФРП-1 толщиной 65 мм, который и позволял долгое время сохранять температуру нагретого масла на холоде – скорость снижения температуры масла при температуре окружающего воздуха -20°С составляло 3-4°С в час. Для защиты теплоизоляции от механических повреждений она облицовывалась листовой сталью толщиной 0,7-1 мм.
В размещенной позади цистерны кабине управления располагался шестеренный насос Ш-40-6 левого вращения, приводимый в действие карданной передачей от коробки отбора мощности шасси (управление насосом также было возможно и из кабины водителя). Для контроля расхода масла был предусмотрен счётчик-масломер ДМ-40. Здесь же был установлен фильтр тонкой очистки масла с никелевой сеткой. В комплект поставки заправщика входили три приёмных двухметровых рукава, один раздаточный длиной десять метров, два раздаточных пистолета РП-34М. Приемные рукава размещались в правом боковом пенале, в котором также был размещен топливный бак нагревательной системы. Раздаточный рукав с раздаточными пистолетами разместились в левом пенале. Для оперативного тушения небольших возгораний маслозаправщик был укомплектован двумя углекислотно-бромэтиловыми огнетушителями ОУБ-3.
В 1971 году производство МЗ-66 было передано из Могилева на Смоленский автоагрегатный завод, тремя годами позднее вошедший в состав Производственного объединения «Московский трижды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» (П/О «ЗИЛ»). Могилевские машины от смоленских тех лет можно отличить по наличию характерной подштамповки в форме логотипа МоАЗа (объединенные буквы "З" и "К" – Завод имени Кирова) на передних створках боковых пеналов машины. С 1985 года, в связи со сменой базового шасси, выпуск МЗ-66 был продолжен на базе ГАЗ-66-14. Примерно в это же время на МЗ-66 был установлен ряд модернизированных узлов (счетчик топлива, фильтры и др.), а за счет облегчения конструкции надстройки, до 900 литров была увеличена вместимость цистерны. |