Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

аэросани БК

    Аэросани БК (в старой литературе можно встретить обозначение «Бека») были первыми более-менее серийными советскими образцами аэросаней. Они были созданы в 1920 году, однако их история уходит еще в царскую Россию - в декабре 1912 года на РБВЗ по проекту И.И.Сикорского были построены аэросани с двигателем "Астер" мощностью 40 л.с. А еще раньше несколько саней с разными моторами в разное время были выпущены заводом "Дукс" (начиная с 1907 года). Успешное применение в Первую Мировую войну германской армией на севере аэросаней не осталось не замеченным командованием русской армии и уже в 1915 году Всероссийский земский союз получил задание на постройку аэросаней и в связи с этим приступил к постройке собственного завода в Москве. В том же году было создано 20 первых экземпляров, которые успешно применялись на фронтах.
    Гражданская война и появление у Колчака саней заставило проявить новый интерес к этому транспорту теперь уже у советского руководства. В 1919 году свои услуги советскому правительству предложили инженеры А.С.Кузин и Н.Р.Брилинг, имевшие непосредственное отношение к выпуску саней "ВЗС" (построенный Всероссийским земским союзом завод был руководим Брилингом и строил аэросани конструкции Кузина), а уже 13 сентября того же года был организован КОМПАС («Комиссия по организации постройки аэросаней»). Всего аэросаней «Бека» до мая 1920 года было построено 9 штук. Десятый экземпляр был построен уже следующей зимой. На них ставились моторы «Холл-Скот» мощностью 125 л.с. водяного охлаждения.
    Несколько аэросаней принимало участие в боевых действиях в годы гражданской войны. Три экземпляра аэросаней участвовали в штурме Кронштадта в 1921 году во время кронштедского мятежа. Двое аэросаней погибли, провалившись в полыньи, образовавшиеся от разрыва снарядов крепости, а третья машина первой ворвалась в крепость в числе первых атакующих, за что ее экипаж впоследствии был награжден орденами Красного Знамени. Впоследствии уцелевшие экземпляры аэросаней были переданы в различные военные и гражданские организации для использования их в качестве служебного транспорта, а в ноябре 1941 года оставшиеся к тому времени на ходу аэросани БК участие в боевых действиях под Москвой.

    (Информация подготовлена при помощи Константина Широкуна. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)



    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 19 августа 2009 года          
Последняя редакция - 19 августа 2009 года