В 20-30-ых годах ХХ века одним из основных путей повышения проходимости автомобилей считалось увеличение количества ведущих мостов. Если серийное производство полноприводных машин наталкивалось на определенные технологические сложности, то подкатить дополнительно к стандартному еще один ведущий мост, уменьшавший удельное давление колес машины на грунт, представлялось куда более дешевым и быстрым решением. А дополнительной выгодой при выборе такого решения становилось увеличение грузоподъемности машины благодаря увеличению количества колес, на которые распределялась нагрузка.
Первоначально работы по созданию грузового трехосного автомобиля для нужд армии велись силами Управления механизации и моторизации РККА, где в 1930 году был построен опытный образец грузовика с колесной формулой 6х4 на базе американского Autocar Dispatch SD с мостами Moreland. Конструкция была признана неудачной и в 1931 году работы по этому направлению были переданы Научному автотракторному институту. В рамках этого направления институтом были разработаны трехосные грузовые автомобили для трех советских заводов: Форд-НАТИ-30 (трехосная версия Форд-АА, производство которого вот-вот должно было начаться в Нижнем Новгороде), АМО-3-НАТИ (трехосный вариант московского АМО-3), и Я-НАТИ-9Д (для перспективного завода тяжелых грузовиков, но не для ЯГАЗа – у ЯГАЗа уже был собственный трехосный ЯГ-10).
Главной задачей при создании трехосного автомобиля колесной формулы 6х4 стал выбор оптимальной конструкции главной передачи ведущих мостов. Выбор предстояло сделать между гипоидной червячной и шестеренчатой конической передачами. Как и в случае с Форд-НАТИ-30, для испытаний обоих вариантов силами завода АМО на базе выпускавшегося серийно АМО-3 были построены два опытных образца АМО-3-НАТИ – одна машина получила редуктор Timken червячного типа, а вторая Moreland шестеренчатого. Обе машины были оснащены более мощными 70-сильными двигателями Hercules, поскольку мощности стандартного двигателя АМО-3 уже оказывалось недостаточно для заметно потяжелевшей после установки еще одного моста машины. Помимо этого, оба АМО-3-НАТИ получили радиаторы увеличенного объема, лонжероны рам были усилены дополнительными вставками. Еще одним отличием этих грузовиков стал гидравлический привод тормозов типа Lockheed для передних и задних колес, а кроме того, в конструкцию балансирной рессорной подвески задних мостов были введены реактивные штанги.
По итогам испытаний был сделан вывод о предпочтительности использования червячной передачи, как более надежной (хотя она и снижала максимальную скорость передвижения грузовика). Конструкция АМО-3-НАТИ была принята за основу при создании заводом им. Сталина трехосного АМО-6 (ЗИС-6). |