Работы по созданию из пластиков кузовных элементов автомобилей были начаты в НАМИ еще в 1956 году. Со временем, в отдельное направление выделилось создание цельнопластиковых бескаркасных кабин для грузовиков, при этом важным аспектом этой работы являлась также и разработка технологий, пригодных для массового производства такого рода изделий.
В 1972 году в НАМИ была изготовлена бескаркасная цельнопластиковая кабина для уже выпускаемого грузовика УАЗ-451ДМ. Сперва на изготовленном из пластилина макете в масштабе 1:1 проводилась конструкторско-технологическая разбивка на крупногабаритные детали, а затем были сняты шаблоны для их изготовления. Детали пластиковой кабины склеивались клеем. Опытный образец машины с такой кабиной был передан на эксплуатационные испытания Автобазе №1 Мосторгтранса, где он в первый же год попал в ДТП, в результате которого кабина была сильно повреждена. После ее восстановления, в феврале 1974 года эксплуатация опытного УАЗ-451ДМ с цельнопластиковой кабиной была продолжена.
Вскоре после первой кабины была изготовлена и вторая, но уже несколько измененной конструкции. Относительно предшественницы, у нее была упрощена технология стыковки панелей, переработан проем решетки радиатора, появились водостоки над дверями. Эта кабина, вес которой оказался меньше серийной металлической на 70 кг, была установлена на шасси УАЗ-452Д. Этот грузовик также был передан в поднадзорную эксплуатацию на Автобазу №1 Мосгортранса.
Полученный при разработке и эксплуатации этих машин опыт позволил в дальнейшем создать цельнопластмассовые бескаркасные кабины для самосвалов БелАЗ-540 (1974 год) и БелАЗ-549 (1983 год) и даже оказать практическую помощь расположенному в Петрозаводске Территориальному центру управления междугородной связью и телевидения №23 в разработке цельнопластикового бескаркасного фургона РПК-23 на шасси УАЗ-452Д (1977 год). |