Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

Форд-НАТИ-30
(ГАЗ-НАТИ-30)

Форд-НАТИ-30 и Форд-НАТИ-30К, 1932 год

фрагменты испытаний, 1932 год

сотрудники НАТИ О.В. Дыбов и А.Ф. Андронов у своего автомобиля им.Жданова, принимавшем участие в Каракумском пробеге
А.Ф. Андронов, командированный в этот пробег в качестве водителя, начинал рабочую биографию обкатчиком автомобилей НАМИ-1 на заводе «Спартак». В 1932 году перешел на работу в НАТИ. С 1947 года являлся Главным конструктором МЗМА.

особенности конструкции Форд-НАТИ-30

подвеска Форд-НАТИ-30

    В продолжение работ над трехосной моделью Форд-НАТИ, в 1932 году, после того как вступил в строй Нижегородский автомобильный завод (НАЗ - будущий ГАЗ), по проекту НАТИ и силами НАЗа были построены четыре опытных образца грузовиков с колесной формулой 6х4. Два автомобиля получили червячную главную передачу и два - коническую, как у обычной "полуторки". Эти автомобили получили обозначение, соответственно, Форд-НАТИ-30 и Форд-НАТИ-30К. В известном смысле это было повторение уже пройденного американцами пути - задняя тележка Форд-НАТИ-30 стала аналогом тележки компании Timken, которая была уже известна в нашей стране (к этому времени в СССР, во втором полугодии 1931 года, была выпущена почти тысяча "трехосок" Ford Timken), а тележка Форд-НАТИ-30К - аналогом тележки автомобиля Ford Dearborn, которая, напротив, в нашей стране не эксплуатировалась, но зато была создана по запросу советской стороны в рамках соглашения с Ford Motor Company о предоставлении технической помощи.
    Все четыре машины были построены на базе полуторатонного Ford-AA, но благодаря дополнительному мосту их грузоподъемность увеличилась до двух тонн. Чтобы уменьшить угол в шарнире карданного вала, соединяющего средний ведущий мост с демультипликатором, малая ведущая коническая шестерня среднего моста Форд-НАТИ-30К была установлена под углом 11°, а вот карданные валы для моделей Форд-НАТИ-30 и Форд-НАТИ-30К были использованы одинаковые.
    С 4 по 20 июля 1932 года одна из трехосок проходила дорожные испытания в рамках испытательного автопробега, организованного для изучения в реальных условиях качества автомобилей, выпускаемых НАЗом. Пробег проходил по маршруту Нижний Новгород - Москва - Ленинград - Псков - Невель - Смоленск - Москва - Нижний Новгород. Еще одна машина в это же время испытывалась непосредственно в институте. По итогам испытаний был сделан вывод о предпочтительности использования тележки с червячной передачей и демультипликатором, даже несмотря на существенную разунификацию новой трехоски с продукцией действующего производства (и НАЗ-АА, и в дальнейшем ГАЗ-АА имели коническую главную передачу).
    После доработки конструкции на ГАЗе и участия двух предсерийных образцов «трехосок» в Каракумском пробеге (и еще одной доработки, последовавшей по его итогам), в 1933 году машина была утверждена для производства на Горьковском автозаводе - ей был присвоен индекс ГАЗ-30. Однако с конвейера первые серийные ГАЗ-30 сошли лишь в конце 1934 года и уже под названием ГАЗ-ААА (впрочем, индекс ГАЗ-30 первое время также фигурировал в документах).



    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 30 января 2021 года          
Последняя редакция - 30 января 2021 года