Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

ЛБ-НАТИ
(БА-НАТИ / БА-8 НАТИ)

    Внимательно изучив мировые тенденции в автомобильной промышленности и накопив определенный опыт при постройке полноприводных машин К-1 и К-2, НАТИ в 1938 году приступил к созданию легкого полноприводного бронеавтомобиля.
    Первый эскизный проект полноприводного легкого бронеавтомобиля был представлен НАТИ на рассмотрение в УММ РККА в августе 1938 года – речь шла о машине весом 3600 кг с бронированием толщиной до 10 мм и размещенной в башне спаренной установке пулеметов ДТ и ДШК. Проект в целом был одобрен и к январю 1939 года был готов макет бронеавтомобиля. 13-14 января макет был осмотрен комиссией АБТУ и было утверждено техзадание на машину, а несколько позднее были выделены и средства на разработку и изготовление опытного образца.
    Полноприводное шасси для броневика было изготовлено опытным заводом НАТИ, а бронирование (по чертежам НАМИ и техусловиям заказчика), сборка и вооружение машины было поручено Выксунскому заводу ДРО, уже имевшему немалый опыт в выпуске бронеавтомобилей. В Выксе опытный ЛБ-НАТИ (название ЛБ-НАТИ – «Лаврентий Берия» – броневик получил еще при утверждении тактико-технических требований) проходил по документации как «БА-8 НАТИ».

    В основу шасси были положены узлы и агрегаты ГАЗ-АА (коробка передач, тормоза, колеса, рулевой механизм, элементы рамы), при этом колесная база была уменьшена до 2750 мм. Карданные валы были заимствованы от ЗиС-101, укороченный задний мост – от ГАЗ-ААА. Передний ведущий мост был изготовлен на основе дифференциала от ГАЗ-АА, а полуоси были сообразно изменены. Подвеска мостов была выполнена на полуэллиптических рессорах. В конструкции шасси для поворота передних ведущих колес были применены американские ШРУСы Rzeppa, поскольку советская промышленность аналогичной номенклатуры еще не освоила. Поворотные цапфы, установленные на радиально-упорных подшипниках, были оригинальные. Также оригинальным узлом стала раздаточная коробка с межосевым дифференциалом. С учетом большего, по сравнению с «полуторкой», веса броневика, в качестве двигателя предлагалось использовать шестицилиндровый 72-сильный мотор Додж, который в то время осваивался на ГАЗ под индексом ГАЗ-11. Бронеавтомобиль оборудовали шинами типа «гусматик» - наполненными особой упругой массой, позволявшей не опасаться пулевых пробоин.
    Построенный в Выксе сварной бронекузов имел рациональные углы наклона листов брони: листы корпуса и башни толщиной 10 мм были установлены под углом 26°, лобовой лист толщиной 13 мм - под углом 32°, а листы крыши и нижней защиты, практически не подвергающиеся огневому воздействию в бою, были изготовлены из брони толщиной 4 мм. Согласно техзаданию, машина получила башню разведывательного танка-амфибии Т-40, в которой находились крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК и спаренный с ним пулемет ДТ.
    Бронеавтомобиль имел экипаж из трех человек – водитель-механик, пулеметчик, работавший с пулеметом ДТ в шаровой установке справа в лобовом листе корпуса (ввести еще один ДТ было предложено при утверждении ТТТ на машину) и командир машины. Командир машины также выполнял функции пулеметчика, находясь в башне. Для связи ЛБ-НАТИ был оснащен приемо-передающей радиостанцией 71-ТК-3 со штыревой антенной, которая была установлена рядом с местом командира.
    Боекомплект машины составлял 400 патронов для ДШК и 2205 патронов (в 35 дисках), а также 20 ручных гранат Ф-1.
    Вес опытного образца ЛБ-НАТИ составил 4580 кг, что существенно превышало первоначально заложенный в техзадание лимит на уровне 3800 кг.

    Сборка опытного образца ЛБ-НАТИ была завершена в сентябре 1939 года и после предварительной обкатки машина была передан на НИБТ полигон для проведения ходовых испытаний.
    Как показали испытания обстрелом на полигоне, броневая защита ЛБ-НАТИ существенно превышала таковую выпускавшегося тогда БА-20 – бронезащита исключала проникновение внутрь корпуса бронебойных пуль с любой тактической дистанции, а герметизация смотровых люков и дверей не допускала попадания свинцовых брызг внутрь корпуса.
    В период с 25 ноября 1939 года по 20 марта 1940 года опытный образец ЛБ-НАТИ прошел 2998 км. Машина существенно превосходила по запасу хода, вооруженности и проходимости все существующие на тот момент в СССР легкие броневики. Однако были выявлены и многие недостатки опытной конструкции. В составленном отчете отмечалось среди прочего следующее:
    “а) По бронеавтомобилю в целом:
    1. Вес не соответствует требованиям макетной комиссии и должен быть не более 3800-4400 кг;
    2. Перегрузка передней оси недопустима как по сроку службы шин ГК, так и по уменьшению проходимости бронеавтомобиля по дорогам и мягким грунтам;
    3. Недопустимо быстрый износ двигателя вследствие его непригодности для работы с длительной перегрузкой;
    б) По шасси:
    1. Рессоры не обладают достаточной прочностью;
    2. Стойки передних и задних амортизаторов недостаточно прочные;
    3. Крепление переднего моста к рессорам только хомутами ненадежно.
    в) По вооружению:
    1. Заряжание пулемета ДШК возможно только при максимальном его угле возвышения, так как крышка приемника упирается в крышу башни.
    г) По корпусу и башне:
    1. Установка башни Т-40 имеет те же недостатки, которые были отмечены при полигонном испытании Т-40;
    2. Установка бронировки фар нецелесообразна;
    3. Крепление броневой защиты дифференциала переднего моста ненадежно;
    4. Защита задних рессор выполнена сложно, не позволяет проводить осмотр рессор;
    5. Крепление бортовых листов брони, защищающих трансмиссию, сделано неудачно. Листы необходимо снимать целиком при ремонте передних и задних рессор”.


    Итоговые же выводы были сделаны следующие:
    “1. БА-НАТИ по мощности вооружения, надежности броневой защиты, боекомплекту, динамическим качествам и запасу хода значительно лучше легких бронеавтомобилей ЛБ-23 и БА-20.
    2. БА-НАТИ не соответствует следующим основным требованиям макетной комиссии:
    а) Общему весу и нагрузке на переднюю ось;
    б) Обзорности;
    3. По проходимости БА-НАТИ лучше бронеавтомобили ЛБ-23 и БА-20 при движении по грязным разбитым проселочным дорогам с твердым основанием, непересеченной местности и снежной целине.
    4. Бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ может быть рекомендован на вооружение Красной Армии только после устранения недостатков, отмеченных в выводах отчета и выполнения решений макетной комиссии”.


    Дальнейшие работы по ЛБ-НАТИ были свернуты, а опытный образец был оставлен в ведении полигона НИБТ и дальнейшая его судьба неизвестна. Год спустя в Горьком, с учетом конструкции ЛБ-НАТИ, был разработан бронеавтомобиль ЛБ-62, который мог быть запущен в серийное производство, если бы не вынужденный отказ от выпуска полноприводного ГАЗ-62, на агрегатах которого и был спроектирован ЛБ-62.



    Модель.


К другим бронеавтомобилям               К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 21 апреля 2004 года          
Последняя редакция - 12 августа 2022 года