Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

НАМИ-0162

рис. Эрнеста Царукяна

    Несмотря на изначально запланированный в Ижевске выпуск «Москвичей», собственное конструкторское бюро (ГКБ-88) на предприятии было создано уже спустя всего лишь два месяца после подписания приказа о создании завода. Коллектив конструкторов возглавил Николай Иванович Слесаренко. И надо сказать, этот коллектив не планировал заниматься только лишь текущим конструкторским сопровождением осваивавшегося в производстве седана «Москвич-408». Амбиции молодых конструкторов подталкивали коллектив к созданию собственных оригинальных конструкций.
    Первой собственной разработкой, выполненной совместно с молодыми инженерами Ижевского Научно-Исследовательского Технологического института, стал малолитражный автомобиль «ЗИМА», построенный на базе узлов и агрегатов «Москвич-408».
    В 1966 году, тоже без каких-либо указаний сверху, был разработан Иж-2125 «Комби», который вскоре встал на конвейер, а затем ижевчане замахнулись на создание полноприводного внедорожника. Для помощи в проработке компоновки и конструкции кузова был привлечен НАМИ – с институтом в 1969 году был заключен соответствующий хоздоговор, предусматривавший, помимо разработки технического проекта, также и постройку полноразмерного макета. В НАМИ тема малолитражного внедорожника получила обозначение НАМИ-0162. Главным конструктором был назначен В. Миронов.

    В основу проекта был положен закрытый цельнометаллический несущий двухобъемный кузов. Доступ в салон осуществлялся через две боковые двери, а доступ в багажник, расположенный позади заднего раскладного дивана, обеспечивался через заднюю двустворчатую дверь, верхняя остекленная створка которой откидывалась вверх, а глухая нижняя вниз. Предполагалось, что автомобиль будет расчитан для перевозки 4-5 человек, а в грузопассажирском варианте эксплуатации – для перевозки двух человека и до 250 кг груза.
    Для перспективного внедорожника планировалось использовать доработанный двигатель «Москвич-412» и оригинальную трансмиссию, разработанную в Ижевске под руководством инженера А.С. Кондрашкина. Собственно, именно эта трансмиссия и была, по всей видимости, причиной обращения инженеров ИжМаша в НАМИ – понимая перспективность переднего привода, инженеры ГКБ-88 задумали создать не просто полноприводный автомобиль, а вариативную платформу, изначально рассчитанную как на формулу «4х4», так и на формулу «4х2», что достигалось за счет отключаемого привода заднего моста. Таким образом, реализовать предстояло не классическую полноприводную схему трансмиссии, при которой двигатель и КПП соединены последовательно, а передача крутящего момента от раздаточной коробки на оба ведущих моста осуществляется посредством карданных валов, а конфигурацию, принципиально реализованную на внедорожниках ЛуАЗ: главная передача и дифференциал переднего моста объединяются в один блок с КПП, а раздаточная коробка служит лишь для подключения заднего моста. Основная сложность этой работы, при этом, заключалась в том, что основной упор следовало сделать на унификацию возможно большего числа деталей и узлов – чем меньше принципиально новых узлов потребовала бы конструкция силового агрегата, тем выше становилась вероятность промышленной реализации проекта.
    Вот как описывал принципиальную конструкцию внедорожника НАМИ-0162 В.А. Мамедов: «С тем, чтобы максимально сократить длину силового агрегата, главную передачу разместили под четвертым цилиндром двигателя, а крутящий момент передавался трехвальной коробке передач, унифицированной по начинке с серийной. Получалось так, что ось коленвала, ось блока шестерен коробки передач и ось вала синхронизаторов расположились одна под другой. При этом конец упомянутого вала входил в пристыкованную к коробке передач раздаточную коробку....... В случае продольного размещения [силового агрегата] масляные картеры мотора, коробки и главной передачи остаются разными. Что было еще одним существенным плюсом выбранной схемы. Раздаточная коробка, осуществлявшая распределение потока мощности на передние и задние колеса, позволяла производить включение понижающей передачи только при полном приводе, а задний мост жестко подключался к трансмиссии перемещением соответствующей муфты....... Вариант с приводом на передние колеса предполагалось вместо раздатки оснащать зубчатым редуктором, смонтированном в собственном картере».
    К 1971 году все документация и построенный по хоздоговору макет были переданы из Москвы в Ижевск для продолжения на месте работ над собственной конструкцией внедорожника – Иж-5 (он же Иж-4х4).

Текст – Константин Андреев, Игорь Денисовец



    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 10 июля 2021 года          
Последняя редакция - 10 июля 2021 года