К середине 50-ых годов ХХ века в СССР набрал силу интерес к микроавтомобилям. Тому было две причины – необходимость моторизовать инвалидов Великой Отечественной войны (отметим, что для этой цели уже выпускались мотоколяски С-1Л на Серпуховском мотозаводе) и дать возможность простым людям приобрести в личное пользование недорогой автомобиль.
В НАМИ работы по разработке микроавтомобилей координировал Б.М.Фитерман. Именно под его руководством в 1957 году был создан двухместный НАМИ-031 с задним расположением двухтактного двухцилиндрового мотоциклетного двигателя с воздушным охлаждением разработки Ирбитского мотоциклетного завода. Двигатель (МД-65 – по-видимому это версия известного двигателя М-61) рабочим объемом 0,5л развивал до 18 л.с. Занятен тот факт, что по существовавшим в то время традициям шасси должно было быть сделано к определенной дате – в данном случае к 40-летию Октябрьской революции – но Завод опытных конструкций НАМИ собрал к этому сроку всю машину целиком.
Из конструктивных особенностей НАМИ-031 следует отметить рамную конструкцию, реечное рулевое управление и независимую торсионную подвеску всех колес. Учитывая необходимость создания минимального комфорта для водителя и пассажира, автомобиль получил закрытый стеклопластиковый кузов, что выгодно отличало его от выпускавшейся к тому моменту уже 5 лет мотоколяски С-1Л. Также, в отличие от С-1Л, имевшей руль мотоциклетного типа, НАМИ-031 получил полноценное рулевое колесо.
В известном смысле, НАМИ-031 можно считать своего рода прототипом будущей инвалидной коляски С-3А Серпуховского мотоциклетного завода (позднее – Серпуховский автомобильный завод) - как таковой НАМИ-031 не пошел в серийное производство, оставшись в единственном экземпляре, однако его торсионная подвеска и рулевое управление нашли применение на мотоколяске С-ЗА, которая начала выпускаться с 1958 года на Серпуховском мотоциклетном заводе. |