Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

НАМИ-055В

    Амфибия НАМИ-055Б, обладая двигателем вдвое большей мощности по сравнению с первоначальным вариантом НАМИ-055, имела при этом скорость передвижения на плаву лишь на два с небольшим километра в час выше (14,5 км/ч у НАМИ-055Б против 12,3 км/ч у НАМИ-055). Эксперименты с НАМИ-055Б подтвердили вывод, который был сделан еще при работе над амфибией ГАЗ-46 – увеличение скорости на плаву не зависит напрямую от повышения мощности двигателя в силу наличия у автомобиля водоизмещающего корпуса с большим коэффициентом сопротивления.
    Единственным путем существенного повышения скорости движения на плаву являлось кардинальное снижение силы сопротивления воды. В идеале это достигалось максимально возможным выводом водоизмещающего корпуса амфибии из воды. Добиться этого можно было тремя путями: перевод машины в режим глиссирования на воде; создание под корпусом воздушной подушки; использование подводных крыльев. Глиссирование являлось сравнительно хорошо изученным явлением, но не вполне подходящим для амфибии. Автомобилями на воздушной подушке, конструктивно непростыми, ГАЗ и НАМИ займутся несколько позднее (ГАЗ-16 и НАМИ-032СК). В итоге, наиболее простым в реализации способом в то время была признана установка на машину комплекта подводных крыльев. Этот вариант амфибии получил индекс НАМИ-055В. Вероятно, к выбору такого варианта советских инженеров подтолкнул еще и американский эксперимент 1955 года по постановке на подводные крылья амфибии DUKW, оснащенной вдобавок 880-сильной газовой турбиной и достигавшей на воде невероятно высокой на то время скорости 80 км/ч.
    Работы в этом направлении были начаты в 1959 году. А с 1960 года к работам по созданию новой машины подключилось ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК) горьковского Судостроительного завода «Красное Сормово» под руководством Р.Е. Алексеева, которое уже имело к этому времени большой опыт в создании таких судов. После предварительных испытаний масштабных макетов, в том числе, в бассейне ЦКБ, в 1961 году начались испытания НАМИ-055В.
    Амфибия получила систему из трех подводных крыльев (двух передних и одного заднего), которые вручную откидывались с палубы при нахождении машины в воде. Появление подводных крыльев привело к увеличению полной массы машины на 300 кг (до 1860 кг). В полностью загруженном состоянии через 35–40 секунд после начала движения амфибия достигала максимальной скорости 58 км/ч, в постоянном крейсерском режиме – 50 км/ч.
    Несмотря на положительные результаты испытаний НАМИ-055В, дальнейшего развития этот проект не получил – для народного хозяйства машина была недостаточно универсальна, а армия не заявила о своем желании иметь в своем распоряжении амфибию такого рода. По всей видимости, военные, предполагавшие потенциальные военные действия прежде всего на европейском ТВД, не видели необходимости в такой машине из-за отсутствия действительно широких водных преград, которые требовали бы применения скоростных амфибий.
    Вопреки расхожему мнению, ни НАМИ-055, ни его модификация НАМИ-055В не являлись секретными разработками. НАМИ-055В с демонтированными подводными крыльями даже сыграла роль немецкой амфибии (вероятно, из-за того, что машина была похожа на Trippel SG6 и этого сходства оказалось достаточно), на которой из тыла врага спасаются главные герои в исполнении В.Соломина и Н.Румянцевой, в советском комедийном фильме «Крепкий орешек», вышедшем на экраны страны в 1967 году.



    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 25 августа 2020 года          
Последняя редакция - 25 августа 2020 года