Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

автобус НАТИ-ЗИС

Заметка из журнала "За рулем" №6/1935

вариант НАТИ-ЗИС с утопленными в крылья фарами

    В 1934 году кузовной отдел НАТИ приступил к разработке по проекту Н.А. Горкина 28-местного автобуса на шасси ЗИС-8 с кузовом типа фаэтон. В работе под руководством А.Н. Островцева участвовали И.А. Жаботинский, И.В. Гуткин, Ю.А. Долматовский, М.И. Брискин. Сборкой двух опытных экземпляров руководил приглашенный незадолго до этого из Одессы И.М. Батраков, имевший стаж кузовщика по дереву свыше 30 лет.
    В 1935 году заводом опытных конструкций НАТИ было изготовлено два экземпляра автобуса, незначительно отличавшихся оформлением передней части. Уже 17 февраля газета «Правда» поместила краткую заметку об «автобусе нового типа», который «предназначен для туристов и междугородного сообщения в курортных районах». А в марте короткое сообщение о новинке дал и журнал «За рулем» в №6/1935. Удивительно, но заказчиком этого автобуса выступил Народный Комиссариат Внутренних Дел (НКВД), а предназначением машин указывалась перевозка отдыхающих в пансионатах ведомства.
    Обе заметки были проиллюстрированы одним и тем же вариантом автобуса с кузовом понтонного типа, имевшем утопленные фары в объемные закрытые крылья, составлявшие зрительно единое целое с облицовкой радиатора, капотом и остальным кузовом. Задние колеса были прикрыты щитками.
    Кузов автобуса был выполнен шестидверным – по три распашных двери с передней навеской с каждой стороны. Причем если передние две двери – справа для пассажиров первого ряда и водительская слева – располагались симметрично относительно продольной оси автобуса, то четыре следующие двери, обеспечивавшие индивидуальный доступ к каждому ряду из пяти сидений, были расположены в шахматном порядке друг относительно друга. Сиденья в рядах были установлены вплотную друг к другу и центрального прохода салон не имел. Для защиты от непогоды кузов получил складывающийся матерчатый тент с пристегивающимися на кнопках целлулоидными боковинами.
    Второй автобус получил более традиционное для тех лет расположение фар – перед капотом на кронштейне, соединяющем крылья (такие же, как у первого варианта). В остальном, насколько можно судить по кадрам фильма «Боксеры» (вышел в прокат в июле 1941 года), где в нескольких сценах присутствует этот автобус, два варианта были тождественны.
    Впоследствии чертежи автобуса запрашивались Симферопольским кузовным заводом для организации его серийного выпуска, но в конечном итоге выпуск НАТИ-ЗИС так и не был налажен.


    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 08 апреля 2023 года          
Последняя редакция - 08 апреля 2023 года