В 1931 году была разработана модификация двигателя НАТИ-1-60 - дизель НАТИ-2-40 с акрокамерой, предназначавшийся для тракторов СХТЗ-1 и развивавший мощность 39,3 л.с. Акрокамера предназначалась для понижения давления впрыска, но в отличие от форкамер (например, на послевоенном ГАЗ-51Ф), в ней не происходило воспламенения горючей смеси, а только ее смесеобразование. Проектирование двигателя проводилось по хоздоговору с СТЗ.
Поскольку для основного сельскохозяйственного трактора достаточна была мощность двигателя на уровне 40 л.с., то обороты коленчатого вала двигателя НАТИ-1-60 были снижены с 1600 об/мин до 1200 об/мин. Также были проведены и другие необходимые конструктивные изменения дизеля для установки на трактор – изменен маховик, картер маховика, передняя опора крепления двигателя. Работу по конструированию НАТИ-2-40 выполнили И. А. Меньшиков, А. А. Курочкин, И. И. Мочалин.
В 1932 году Сталинградским тракторным заводом были построены пять дизелей НАТИ-2-40.
по материалам Андрея Карасева |