Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

Автодор-II

    Первая автомобильная газогенераторная установка, разработанная в НАТИ, фактически была создана активными участниками ячейки "Автодора" из Тракторного отдела института во главе с И.С. Мезиным и А.И. Пельтцером при поддержке непосредственно общества "Автодор". С такой поддержкой газогенераторная установка закономерно получила название "Автодор-II".
    Установка представляла собой работающий на дровяных чурках цельнометаллический газогенератор с опрокинутым и высоконапряженным процессом газификации, с фурменной подачей воздуха по периферии топливника. Конструктивно газогенератор представлял собой несколько переделанную модель газогенератора НАТИ-3, созданную в 1931 году и предназначавшуюся для катеров, оснащённых тракторными двигателями СХТЗ-15/30.
    В состав установки входили: собственно газогенератор цилиндрической формы, смонтированный на раме позади кабины за счет урезки части кузова; три батареи плоско-трубчатых газоохладителей, которые были смонтированы под кузовом на месте запасного колеса; два компактных очистителя газа, работающих: один по принципу центробежной (воздухоочиститель Паласс), другой - поверхностной очистки (металлический волос), которые были установлены под кузовом позади кабины; смеситель тракторного типа от установки НАТИ-1, предназначенный для перемешивания газа и воздуха и предусматривающий пуск двигателя на бензине, а также возможность работы двигателя на газе, бензине или их смеси.
    Верхняя часть газогенератора (1) выполняла функции бункера, закрываемого сверху круглым люком (2). Нижняя часть (3) представляла собой зольник, в который был вставлен стальной литой топливник (4), имеющий форму двух усеченных конусов, обращенных меньшими основаниями друг к другу. Воздух всасывался в топливник через кольцевой фурманный пояс (5) и, получая предварительный подогрев, поднимался вверх по кольцу (6), образованному стенкой зольника и защитным кожухом. Газ из топливника отводился через газоотводящий патрубок (7).
    В ноябре 1934 году грузовик ГАЗ-АА, оснащенный установкой "Автодор-II", принял участие в испытательном пробеге советских газогенераторных грузовых автомобилей по маршруту Москва - Ленинград - Москва, посвященном 7-летию общества "Автодор". В пробеге приняли участие семь газогенераторных автомобилей разных конструкций, разбитых на группы (группа ГАЗ-АА, группа ЗИС-5 и группа Я-5, в которой, правда, участвовал лишь один ярославский грузовик Военной Академии Механизации и Моторизации РККА с газогенератором конструкции профессора В.П. Карпова; в каждую группу дополнительно входил один однотипный стандартный бензиновый грузовик в качестве контрольного).
    Машина НАТИ с установкой "Автодор-II", шедшая в колонне под пятым номером, продемонстрировала один из лучших показателей среди всех газогенераторных машин пробега по времени пуска и переводу на питание двигателя газом (1,5-2 минуты). Также машина с этой установкой продемонстрировала наибольший радиус действия из всех чурочных газогенераторов на одной заправке - порядка 70-80 км
    Техническая комиссия по итогам газогенераторного пробега отмечала, что установка "Автодор-II" может выпускаться серийно при условии улучшения степени очистки газа от угольной пыли. Доработку конструкции взял на себя Цудортранс, передав ее своему институту ЦАНИИ. К маю 1935 года необходимые доработки были сделаны и Автомобильным советом ЦС "Автодора" было решено провести испытание усовершенствованной установки длительным пробегом по маршруту Москва - Ростов-на-Дону - Москва. Старт пробегу был дан 11 июня 1935 года в 9 часов утра. В экипаж пробега входили инженеры Згура, Пельтцер, Юрьев, Понизовкин. В Ростов-на-Дону автомобиль прибыл в ночь на 13 июня, пройдя за 40 часов 50 минут расстояние 1267 километров (если же брать только ходовое время, то маршрут и вовсе был пройден за 37 часов). Средняя скорость составила 31 км/ч, достигая на отдельных перегонах 42,3 км/ч. Единственная остановка для очистки газогенератора была произведена через 1159 км после старта. Также еще одной длительной остановки потребовал ремонт крепления смесителя вследствие небрежности рабочего при его сборке. Стоимость затраченного на пробег древесного топлива (600 кг чурок) составила 18 рублей, при том, что стоимость бензина на такое расстояние составила бы 204 рубля.
    Доказанный практикой экономический эффект от использования газогенераторных автомобилей подстегнул дальнейшие работы в этом направлении. Дальнейшим развитием конструкции "Автодор-II" стали установки "Автодор-III", НАТИ-10 и НАТИ-11.



    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 05 ноября 2022 года          
Последняя редакция - 05 ноября 2022 года