26 января 1938 года приказом № 32 по Главному управлению автомобильной промышленности к НАТИ функционально было прикреплено Особое конструкторское бюро (ОКБ) по проектированию скоростных машин, административно подчинявшееся при этом Глававтопрому. Начальником ОКБ был назначен С.Д. Макаров, а ведущим инженером - В.Г. Кульчитский. При этом, для укрепления ОКБ инженерными кадрами, Наркомату и Глававтопрому предлагалось перевести в него часть работников из НАТИ и других предприятий.
Приказом по Наркоммашу № 111 от 3 марта того же года для создания специальных машин для автострад предписывалось организовать проектирование и экспериментально-исследовательские работы над спортивно-скоростными, скоростными и сверхскоростными машинами.
Одной из разработанных и доведенных ОКБ до постройки опытного образца моделей стал автопоезд НАТИ-БА1, увидевший свет в 1940 году и предназначавшийся для транспортировки грузовых автомобилей ГАЗ-АА из Горького в Москву по Горьковскому шоссе, серьезная реконструкция которого была проведена в предвоенный период. В разработке конструкции автопоезда также участвовали работники Горьковского автозавода В. Баширов и С. Антонов. В качестве тягача был использован мощный GMC T-85 выпуска начала 30-ых годов. Серийно автопоезд не выпускался ввиду отсутствия на тот момент в стране тягачей соответствующей мощности.
Масса автопоезда НАТИ-БА1 с грузом без тягача составляла 17480 кг, масса перевозимого груза - 10500 кг, собственный вес полуприцепа - 2980 кг, прицепа – 4000 кг. Длина груженого автопоезда достигала 26,7 м.
по материалам Андрея Карасева |