Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

НАТИ-Г12

Первый вариант установки НАТИ-Г12, смонтированный на шасси ГАЗ-А, 1936 год

Усовершенствованный вариант установки НАТИ-Г12, также смонтированный на шасси ГАЗ-А, 1936 год

Модернизированный вариант НАТИ-Г12 А.И. Пельтцера на машине ГМ-1, 1938 год

Моменты пробеговых испытаний НИИГТ ГМ-1 на 5000 км, 1938 год

    Дальнейшим развитием установки «Автодор-III» стала усовершенствованная под руководством И.С. Мезина газогенераторная установка, получившая индекс НАТИ-Г12, построенная опытным заводом НАТИ в мае 1936 года уже в рамках утвержденного плана работ. В отличие от «Автодор-III», НАТИ-Г12 получила иной угол наклона днища бункера и иную конфигурацию камеры сгорания газогенератора. Установка НАТИ-Г12 была смонтирована на четырех (по другим сведениям – на пяти) фаэтонах ГАЗ-А, но по итогам опытной эксплуатации конструкция была признана неудачной – несмотря на принятые меры, мощность двигателя снизилась до 24 л.с., а скорость не достигала и 50 км/ч. Плюс к этому фиксировались и серьезные эксплуатационные недостатки конструкции: двигатель запускался с трудом, был нестабилен процесс газообразования.
    Через несколько месяцев был разработан более усовершенствованный вариант НАТИ-Г12. Внешне машина с этой установкой отличалась вынесенным на правое переднее крыло очистителем, кофр которого своей скругленной внешней формой отчасти напоминал запасное колесо. На этот раз установка работала более стабильно, но и она не была рекомендована для создания опытной серии.

    Дальнейшая модернизация НАТИ-Г12 привела к появлению легкового автомобиля, разработанного по предложению А.И. Пельтцера на базе ГАЗ-М1 в КБ НИИГТ (Научно-исследовательском институте городского транспорта) во II квартале 1938 года как внеплановая тема. Этот опытный газогенераторный автомобиль, получивший название НИИГТ ГМ-1 (Л.М. Шугуровым в своих работах ошибочно именовался как ГАЗ-М1Г), был изготовлен в сентябре того же года в Московском таксомоторном парке № 2 треста Мостаксомотор.
    В отличие от предшественников, установленный на автомобиле ГМ-1 модернизированный газогенератор НАТИ-Г12 в основе своей имел обратный процесс газификации с верхним отбором газа. Кроме того, установка получила обогрев бункера (чего не было на Автодор-III), позволявший подсушивать деревянные чурки. Колосниковая решетка отсутствовала. Газогенератор был снабжен специальным ускорителем, сокращавшем до двух минут время запуска двигателя. Также были учтены неудобства с необходимостью заготовки чурок небольшого размера для предыдущих моделей – теперь бункер газогенератора мог принимать чурки размером до 100х100х120 мм.
    Фильтр грубой очистки газа в ГМ-1 был смонтирован под левой подножкой в специальном коробе объемом около 30 л. Фильтр тонкой очистки расположился в кожухе запасного колеса (самого запасного колеса там не было), установленного на правом крыле. Охладитель-очиститель трубчатого типа был установлен перед радиатором автомобиля и прикрывался удлиненной стандартной облицовкой радиатора.
    Общий вес газогенераторной установки без топлива составлял 160 кг. Емкость бункера позволяла вмещать 70 кг древесных чурок, обеспечивая автомобилю запас хода до 200 километров. Средний расход чурок составлял 32 кг на 100 км пути. Вместо карбюратора был установлен смеситель, а для компенсации потери мощности при переводе машины с бензина на газ была смонтирована новая головка блока цилиндров, благодаря которой степень сжатия была доведена до 6,8. Был проведен еще ряд усовершенствований двигателя, но его мощность все равно не превысила 37 л.с., а максимальная скорость - 87 км/ч. Масса НИИГТ-ГМ1 составляла 1600 кг против 1370 кг у стандартного ГАЗ-М1.

    В соответствии с приказом Транспортного управления Моссовета от 25 сентября 1938 года, были проведены пробеговые испытания газогенераторного автомобиля НИИГТ-ГМ1. Для пробега был выбран асфальтированный участок Варшавского шоссе между Подольском и Медынью. Опорная база испытаний была обустроена в центре выбранного участка, в деревне Белоусово. Пробег был организован при содействии газеты «Машиностроение», Транспортного управления Моссовета и Центрального автомобильного клуба.
    Старт был дан 30 сентября в 6 часов утра. В проведении испытаний приняли участие А.И. Пельтцер, А.Н. Понизовкин, Н.Д. Титов в качестве водителей. Согласно регламенту, допускались короткие остановки для загрузки топлива в бункер и замены водителей. Автомобиль финишировал 3 октября, затратив на прохождение дистанции 82 ч 01 мин и установив при этом всесоюзный рекорд скорости для газогенераторных автомобилей на дистанции 5000 км – 60,96 км/ч. Всесоюзный рекорд заодно оказался и мировым, хотя и не был официально зарегистрирован – официально зарегистрированный на тот момент мировой рекорд скорости для газогенераторных автомобилей составлял 58,6 км/ч и был достигнут французскими гонщиками на автомобиле «Панар-Левассор» на специальной трассе в Монтлери, в то время как советские гонщики двигались по обычному шоссе, движение на котором не перекрывалось, и при этом тратили время на развороты в обратную сторону, которое не исключалось из общего времени гонки.



    В феврале 2015 года бренд "Наш Автопром" выпустил модель газогенераторного НИИГТ ГМ-1. По всей видимости, из-за того, что модель была выпущена в массовом недорогом сегменте, она стала жертвой унификации с другими моделями серии - как и ряд других моделей "Нашего Автопрома" на базе "эмки", газогенераторная модификация получила две дополнительных фары спереди, стандратную облицовку решетки радиатора и две запаски в пеналах крыльев, несмотря на тот факт, что вместо правой запаски у настоящего автомобиля был установлен фильтр тонкой очистки газа. Наименование этой модели "Наш Автопром" тоже дал оригинальное - "Эмка" М1-МГ".
    Помимо модели "Нашего Автопрома", модель газогенераторного НИИГТ ГМ-1 изготавливается также украинской мастерской "Вектор-Моделс" (г.Херсон).


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 30 августа 2022 года          
Последняя редакция - 31 августа 2022 года