Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

НАТИ-Г14

ГАЗ-АА с газогенераторной установкой НАТИ Г-14Н (первого типа)

ГАЗ-АА с газогенераторной установкой НАТИ Г-14Г (второго типа)

    Постановлением СНК СССР №481 от 11 марта 1936 года все научно-исследовательские и экспериментальные работы по газогенераторам для тракторов и автомобилей сосредотачивались в НАТИ, что определило дальнейшее наращивание институтом усилий в этом направлении.
    В 1936 году под руководством С.Л. Косова бригадой газогенераторного отдела НАТИ была разработана и изготовлена силами Опытного завода института газогенераторная установка НАТИ-Г14, работавшая на древесных чурках. Установка была построена в двух вариантах. Первый вариант (НАТИ-Г14Н) получил фильтр тонкой очистки в виде высокого вертикального цилиндра, располагающегося на общей раме установки с правой стороны симметрично газогенератору. Помимо удобства монтажа и обслуживания, такая схема расположения фильтра обеспечивала легкий пуск двигателя после продолжительных остановок благодаря наличию емкого очистителя, имевшего в себе достаточный для запуска запас газа. Очевидным минусом этого варианта стала вынужденно укороченная по длине на 40 см грузовая платформа, потерявшая из-за этого 15% своей полезной площади.
    С целью максимального сохранения полезной площади кузова был разработан второй вариант компоновки установки (НАТИ-Г-14Г), у которого очиститель в виде прямоугольного короба монтировался с правой стороны под полом платформы.
    Для окончательного выбора между первым и вторым вариантом установки НАТИ-Г14 были проведены сравнительные эксплуатационные испытания на Загорской опытно-показательной газогенераторной автобазе Мослеспрома (Московская область). Оба варианта компоновки НАТИ-Г14 испытывались в сравнении с другими отечественными и импортными газогенераторными автомобилями. Испытания проводились с 10 июня по 2 июля автомобильный отделом НАТИ. В испытаниях участвовали 11 автомобилей, включая 5 зарубежных: Faun-Deutz, Gräf&Stift, Praga, Panhard et Levassor, Büssing-NAG. Испытываемые автомобили работали на вывозке дров от лесного склада на склад железной дороги в г.Загорске (ныне - г.Сергиев-Посад). Протяжённость маршрута составляла 21 км. В качестве топлива газогенераторов использовали берёзу в виде чурок, щепу, уголь. После этих испытаний автомобили ЗИС-5 с установкой НАТИ-10 и ГАЗ-АА с установкой НАТИ-Г14 14 августа были отправлены в Харьковскую область для участия в маневрах РККА, где ЗИС-5 использовался для подвоза боеприпасов и продовольствия, а ГАЗ-АА – для перевозки военнослужащих. ⠀⠀
    На основании проведенных испытаний предпочтение было отдано варианту № 1 газогенераторной установки НАТИ-Г14, при этом запасное колесо автомобиля было рекомендовано перенести на крыло автомобиля для компенсации уменьшения площади платформы.
    Чертежи для серийного выпуска НАТИ-Г14 были подготовлены осенью 1936 года и вскоре она заменила выпускавшийся серийно заводом «Свет шахтера» газогенератор модели НАТИ-11. В апреле 1937 года к выпуску НАТИ-Г14 приступил московский завод «Комега», а на заводе «Свет шахтера» выпуск установки был прекращен с 1 мая из-за его переподчинения Наркомтяжпрому.
    С применением установки НАТИ-Г14 Горьковским автозаводом серийно выпускался газогенераторный грузовой автомобиль ГАЗ-41.



    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 05 января 2021 года          
Последняя редакция - 05 января 2021 года