Постановлением СНК СССР №481 от 11 марта 1936 года все научно-исследовательские и экспериментальные работы по газогенераторам всех типов для тракторов и автомобилей сосредотачивались в НАТИ, что определило дальнейшее наращивание институтом усилий в этом направлении.
Первоначально проектирование древесно-угольных газогенераторов в институте началось с копирования установки Panhard et Levassor. Следующим этапом стало проектирование газогенераторов по типу Gohin Poulenc, одним из которых стала модель Г-16, созданная в 1936 году на базе газогенераторной установки НАТИ Г-14, работавшей на древесных чурках.
У НАТИ Г-16 воздух подводился в камеру горения сверху через центрально расположенную трубу с фурмой на конце. Камера сгорания – стальная, конусная, суживающаяся внизу. Фильтр грубой очистки был выполнен в виде трех коробок прямоугольного сечения. В январе 1937 года были проведены испытания Г-16 с использованием в качестве топлива торфяного кокса, при этом для очистки газа вместо матерчатого фильтра применялась древесная стружка, поскольку матерчатый фильтр увлажнялся и создавал повышенное сопротивление. Немотря на то, что в целом была подтверждена возможность использования и этого вида топлива, полностью программа испытаний в намеченном объеме 500 км была не выполнена - сгорела воздухоподводящая фурма и появились трещины по сварным швам камеры (к этому моменту пробег составил 252 км).
по материалам Андрея Карасева |