Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

НАТИ-Г21

Газогенераторная установка НАТИ Г-21 на шасси автомобиля ГАЗ-АА

Автомобиль ГАЗ-АА с установкой НАТИ Г-21 из числа автомобилей газогенераторного пробега 1938 года

    В 1937 году были построены две газогенераторные установки, работающие на мелком древесном угле твёрдых пород дерева размером 10–25 мм по принципу горизонтального процесса газификации топлива. Установка Г-21 предназначалась для монтажа на шасси автомобиля ГАЗ-АА, а Г-23 – на шасси ЗИС-5. Эти установки были заметно легче тех, которые работали на дровяных чурках: в частности, масса Г-21 составляла 250 кг, что позволило увеличить грузоподъемность автомобиля. Дальность хода автомобиля ГАЗ-АА с газогенератором НАТИ Г-21 по шоссе при полной загрузке генератора составлял 60–70 км, что примерно соответствовало показателям машин с древесными установками. Газогенераторы Г-21 и Г-23 расходовали заметно меньше топлива по массе, их розжиг происходил за 3–4 мин, но при этом продолжительность работы автомобиля без очистки генератора от шлака и грубого очистителя снизилась и составляла 250 км, в то время как для древесно-чурочных газогенераторов этот показатель составлял 1000 км.
    В 1938 году Комиссией Наркоммаша были начаты зимние испытания автомобилей ГАЗ-АА с газогенераторной установкой НАТИ-Г21 и автомобилей ЗИС-5 с газогенератором НАТИ-Г23. Испытания показали работоспособность газогенераторов НАТИ при работе в зимних условиях. Испытания газогенераторных автомобилей проводили по разбитому булыжно-щебенчатому Пятницко-Берендеевскому шоссе. Испытываемые автомобили совершили пробег протяжённостью 5 тысяч км. После пробега газогенераторная установка НАТИ Г-21, имеющая пробег 14891 км, по своему состоянию, выявленному при внешнем осмотре, была пригодна к работе.
    Вскоре после этого, на основании Постановления Совета Народных комиссаров от 29 апреля 1938 года, Наркоммаш приступил к организации большого пробега газогенераторных автомобилей. Проведение пробега было поручено НАТИ, ЗИС и ГУЛАГ НКВД, разработки которых и подлежали испытаниям. Перед пробегом была поставлена задача: для быстрейшего внедрения газогенераторных автомобилей в народное хозяйство разъяснить широким кругам населения экономичность и пригодность к эксплуатации газогенераторных автомобилей. Наряду с основной задачей оргкомитетом пробега, утверждённым Народным комиссариатом машиностроения, одновременно была поставлена цель - проверить надёжность работы газогенераторных автомобилей в условиях пробега, а также получить ряд эксплуатационных показателей. В определение надёжности работы газогенераторных установок входило выявление их способности обеспечивать газом бесперебойную работу двигателей на всех режимах и установление долговечности работы установок на протяжении заданного маршрута.
    Всего на старт пробега вышло 12 газогенераторных автомобилей (10 из которых работали на древесном топливе, 2 – на древесном угле) и 5 бензиновых. Бензиновые автомобили использовались для сравнения и в качестве обслуживающих. В пробеге участвовали 3 модели газогенераторных установок разработки НАТИ - четыре газогенераторных автомобиля с древесными установками НАТИ-Г14 и две машины с древесно-угольными установками НАТИ-Г21 (машина №9) и НАТИ-Г23 (машина №8), изготовленные на опытном заводе. К началу пробега древесно-угольные установки НАТИ прошли правительственные испытания и уже имели пробег по 25 тысяч км.
    Старт пробега был дан 1 июля 1938 года в 13 часов на территории НАТИ. Основная часть водителей, участвующих в пробеге, была набрана из НАТИ, ЗИС, ГАЗ и Мехзавода ГУЛАГ НКВД. Остальная часть водительского состава была набрана из слушателей Промакадемий им.Сталина и им.Кагановича. Участвующие в пробеге автомобили прошли 10892 км по маршруту: Москва – Куйбышев – Уфа – Омск – Свердловск – Пермь – Киров – Вологда – Ленинград – Минск – Киев – Москва за 53 ходовых дня со среднесуточным пробегом 205 км и вернулись в Москву 30 августа. Для обеспечения газогенераторных автомобилей твёрдым топливом, древесными чурками и углем было организовано 38 топливных баз, расположенных на расстоянии 300 км одна от другой. Нагрузка автомобилей за время пробега была переменной в связи с расходованием возимого запаса топлива и запасных частей.
    Наблюдение за работой автомобилей и фиксация дефектов возлагалась на инженерно-технический персонал пробега, набранный из сотрудников НАТИ, Гушосдора, НКВД, АБТУ РККА, Наркомлеса и с заводов ГАЗ, ЗИС, «Комега» (производителя газогенераторных установок). Газогенераторные автомобили с древесноугольными установками НАТИ-Г21 получили в целом положительную оценку комиссии Наркомата, и были рекомендованы на производство.
    Выпуск газогенераторного автомобиля с установкой типа НАТИ Г-21 был налажен в 1939 году на ГАЗе - эта модель получила индекс ГАЗ-43.

Текст - Андрей Карасев



    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 05 февраля 2021 года          
Последняя редакция - 05 февраля 2021 года